Как известно, каждый гражданин, согласно Конституции, априори считается невиновным в совершении того или иного преступления, пока не будет доказано обратное.
То есть, никто не обязан доказывать свою невиновность. Тем более, что ст. 51 Основного Закона дает право гражданину молчать и не отвечать на вопросы следствия.
Причины молчания могут быть разные: от боязни за своих родственников и близких до осознания своей невиновности и бессилия это доказать.
Но следственно-судебная практика идет, как говорится, прямым путем: молчишь — значит, виноват!
Например, владимирские инквизиторы («инквизицио» с латинского — следствие. — А. С.). прямо указывают, что вина обвиняемого (кроме его молчания по ст. 51 Конституции РФ) подтверждается показаниями (молчанием) других обвиняемых по делу.
По крайней мере, так стилистически выстраивается обвинительное заключение!
Иными словами, как мне пояснили адвокаты, следователи считают, что они имеют право толковать ст. 51 Конституции РФ по своему усмотрению.
А если учесть, что у них только обвинительный уклон, то и все избравшие ст. 51 Конституции России заранее виновны!
Выходит, законодатель утвердил ст. 51 Конституции РФ во вред своим гражданам? Не припомню, чтобы подобное толкование этой статьи где-нибудь опубликовал Конституционный суд… Ведь только он может толковать и разъяснять положения статей Основного Закона страны.
Кстати, у нас давно уже нет тех советских народных заседателей (я не говорю о присяжных заседателях по тяжким и особо тяжким преступлениям). Они куда-то пропали потихоньку: то ли желающих нет, то ли нет у государства денег, то ли с работы не отпускают — рыночные отношения, знаете ли…
А общественность в таких делах не помешала бы. Одна голова хорошо, а три — лучше, меньше ошибок было бы в суде. Да и профессиональному судье было бы легче нести бремя того или иного приговора — особенно оправдательного.
Андрей СЕРЕГИН
ветеран спецслужб
Владимирская область