Сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Московское управление ФАС начало проверку в связи с возможным нарушением антимонопольного законодательства из-за цен на питьевую воду в аэропорту Внуково. В жалобе, которая поступила в службу, указано, что полулитровая бутылка воды там стоит 150 рублей, хотя за пределами аэропорта — от 30 до 70 рублей. Эксперты считают, что после успеха этого дела антимонопольщикам надо проявить настойчивость, чтобы повлиять на цену продуктов в остальных аэропортах, однако у многих есть сомнения в том, что ситуацию можно переломить коренным образом. Подробнее — в материале «Известий».
Вода в аэропортах оказалась в пять раз дороже
В московское УФАС поступило обращение от Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров, которая попросила провести проверку цен на бутилированную питьевую воду в зоне международных вылетов. В обращении говорится о признаках «монопольного сговора среди продавцов», так как во всех торговых точках в стерильной зоне минимальная стоимость воды объемом 0,5 л составляет 150 рублей, а в магазинах за пределами аэропорта — 30–70 рублей.
В московском управлении ФАС подтвердили «Известиям», что проводят работу по заявлению. Срок рассмотрения по закону составляет один месяц, но ведомство вправе продлить его еще на два месяца для сбора и анализа доказательств.
— В настоящее время управлением уже направлен запрос в аэропорт для определения перечня продавцов и оценки ценообразования на питьевую воду, — сообщили в ведомстве.
В пресс-службе Внуково сообщили «Известиям», что аэропорт сдает торговые площади в аренду и «не может контролировать уровень цен в торговых точках», это «прерогатива государственных надзорных органов, но не аэропорта».
Управляющий партнер юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин также подчеркивает, что ФАС осуществляет проверку не аэропорта Внуково, а магазинов, расположенных в его зоне, то есть арендаторов.
Удавалось ли ранее оспорить цены в аэропортах
В Федеральной антимонопольной службе рассказали «Известиям», что уже было несколько случаев, когда завышенная цена на продукты в стерильной зоне аэропортов оспаривалась. В ноябре 2021 года ФАС выдала предупреждение компании «Аэро Фуд» о снижении цен на питьевую воду в аэропорту Минеральных Вод: сеть ресторанов, занимавшая доминирующее положение в стерильной зоне аэропорта, согласилась с требованиями и снизила стоимость воды.
В том же году новосибирское УФАС потребовало снизить цены на услуги общественного питания в аэропорту Толмачево. После этого предприятия общепита ввели в меню блюда «экономически доступной ценовой категории» с ценами на 15% ниже реализуемых, а также снизили стоимость воды на 43–47% и на 10% на отдельные позиции кофе. В декабре 2021 года ФАС России сообщала, что продолжит проводить контрольные мероприятия по мониторингу формирования цен на продукты в кафе и ресторанах аэропортов.
Замдиректора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ, президент КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин добавляет, что еще в 2017 году подмосковное УФАС проверило рестораны в столичных аэропортах и установило, что заведения трех известных сетей доминируют на этих территориях и при этом устанавливают значительно более высокие цены, чем в своих городских точках.
— В то же время их коллеги проверили деятельность ресторанов в Пулково, но не привлекли кого-либо к ответственности: хотя цены были тоже немаленькими, УФАС признало конкуренцию в общепите этого аэропорта достаточно развитой, а значит, о монопольно высоких ценах речи идти не могло, — рассказал он «Известиям». — Отметим при этом, что в случае с аэропортами Москвы антимонопольное ведомство не просто указало, что цены выше, чем в аналогичных городских ресторанах, а доказало, что такая разница не является обоснованной, к примеру, более высокими издержками ресторанного бизнеса в аэропортах.
Доминирующее положение продавцов воды во Внуково также доказать маловероятно, более перспективно рассмотрение дела с точки зрения возможного сговора, хотя и это будет непросто, считает эксперт.
— Что не менее важно, продавцы могут доказать обусловленность повышенных цен своими более высокими (относительно городских магазинов или кафе) затратами, — сказал он. — Например, на аренду площадей, логистику и др.
Эксперт Президентской академии Андрей Тенишев, напротив, полагает, что нынешнее дело вряд ли будет касаться картеля, а вероятнее доказательство именно злоупотребления доминирующим положением.
Почему так высоки цены в аэропортах
Руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова отмечает, что в аэропортах в сфере питания зачастую работают или монопольные компании, или три-пять основных предприятий «с внешней видимостью разнообразия вариантов». По ее словам, сейчас обычная питьевая вода во многих аэропортах в России стоит в 2,5–4 раза выше, чем на прочих территориях, причем цены в стерильных зонах выше, чем в общих, даже если у торговых точек один собственник.
Доцент, заведующий кафедрой «государственное и муниципальное управление» Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина уверена, что повышенные цены в стерильных зонах — это естественный маркетинговый ход, а объективных экономических причин для такой диспропорции нет.
Однако председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов, подчеркивая, что повод для вмешательства ФАС есть, указывает и на то, что в аэропортах видно проявление рыночного закона спроса и предложения: покупатели есть, несмотря на высокие цены.
— А в случае претензий со стороны ФАС торговые точки укажут, что арендная плата здесь гораздо выше, чем на территории города, и это правда: такая ситуация существует во всех аэропортах мира, — сказал он «Известиям».
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев также подчеркивает, что на транспортных объектах высокий покупательский трафик, поэтому стоимость аренды торговых площадей, как правило, кратно превышает среднюю ставку аренды в городских помещениях.
— Кроме того, на таких объектах в силу стандартов безопасности усложнена логистика и ряд других технологических процессов, что также влияет на ценообразование, — сказал он «Известиям».
Ольга Позднякова считает, что оправдать высокой стоимостью аренды и другими экономическими причинами высокую цену на продукты можно лишь отчасти: практика показывает, что после предупреждения ФАС цены снижаются, а значит, потенциал для этого есть.
Как повлияет дело на все аэропорты
Зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин уверен, что у антимонопольной службы есть все возможности для успеха. Более того, считает он, если ФАС пойдет дальше и займется аналогичными проблемами в других аэропортах, это будет воспринято как сигнал, и остальные продавцы также снизят цены.
— Антимонопольной службе очень важно продемонстрировать последовательность и настойчивость в этом вопросе, чтобы было понятно, что это не разовая акция, а кампания по снижению цен на продукты в аэропортах. Тогда и продавцы начнут реагировать, — сказал он «Известиям».
Олег Москвитин отмечает, что начало такой проверки, вне зависимости от ее юридических результатов, — это в любом случае позитивный для граждан сигнал в адрес различных точек торговли и услуг в аэропортах страны.
— Это напоминание, что ценообразование должно быть ответственным и не стоит существенно завышать цены для пассажиров, которые не могут купить воду перед вылетом в другом месте и ограничены в проносе воды в аэропорт по правилам безопасности. Возможно, продавцы сами снизят цену на воду в ходе проверки, — считает он.
Андрей Тенишев замечает, что обычно после рассмотрения таких антимонопольных дел на какое-то время ценовая ситуация стабилизируется, но ненадолго.
— Максимальный штраф за такое нарушение — 1 млн рублей, но он не удерживает от соблазна заработать еще, — сказал он. — Тем более предпосылки к этому есть: в чистой зоне аэропорта даже самое маленькое кафе становится монополистом.
Александр Борисов полагает, что реального изменения ситуации ждать не стоит, так как в рыночной экономике «работает закон спроса и предложения», и ограничитель ценового максимума — это именно покупательная способность.
Игорь Караваев из АКОРТ считает, что с учетом высокой аренды наиболее эффективными для снижения цен в аэропортах будут иные меры: например, введение льготных ставок аренды для продуктовых магазинов на транспортных объектах.
— Исторический опыт показывает, что самый действенный способ регулирования цен — это рыночные механизмы и конкуренция за потребителя, — сказал он. — Если предприниматель тратит в три-четыре раза больше на аренду, то снижение его доходности не решит проблему снижения цен, а скорее лишит стимула развивать торговлю на транспортных объектах и предлагать пассажирам качественные товары.
Сергей Гурьянов
Фото: Новые Ведомости
По материалам: “Известия”