Бетономешалкам мешают

Не исключено новое изменение ставки утильсбора

В России могут изменить уже утвержденные на ближайшие пять лет ставки утилизационного сбора. Однако это коснется лишь отдельных видов техники: для некоторых категорий утильсбор заметно вырастет, для других будет снижен. Чем вызвана необходимость корректировки этого сбора, на какие автомобили его намечено изменить, выясняли «Известия».

Вверх и вниз

Размер утилизационного сбора для некоторых видов транспорта может быть скорректирован. Это предусмотрено проектом постановления правительства РФ, опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Документ предполагает как увеличение, так и снижение ставок в уже утвержденной до 2030 года шкале индексации утильсбора на различные виды техники.

— Минпромторгом России подготовлен проект постановления, подразумевающий корректировки отдельных категорий перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Изменения подразумевают техническое уточнение объектов уплаты утильсбора, в том числе в отношении специальных транспортных средств в зависимости от их вида либо грузоподъемности, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Как и на что изменится утильсбор

В первую очередь изменения коснутся спецтехники — самосвалов и бетоносмесителей. Так, для самосвалов полной массой 12–20 т коэффициент планируется увеличить с действующего сейчас значения 8,86 до 9,57. С учетом базовой ставки для грузового автомобиля в 150 тыс. рублей разница между нынешним и будущим размером утильсбора в денежном выражении составит 250 тыс. рублей (1,33 млн рублей сейчас против 1,58 млн рублей после утверждения предлагаемых изменений), а к 2030 году увеличится примерно до 400 тыс. рублей. Для самосвалов полной массой 20–50 т сейчас размер утильсбора составляет 4,06 млн рублей, в случае принятия постановления он увеличится до 4,3 млн рублей в 2025 году (разница 240 тыс. рублей).

Что касается бетономешалок, то сейчас на них действуют единые ставки вне зависимости от грузоподъемности и полной массы — с 1 января 2025 года размер утилизационного сбора для такой техники равен 2,71 млн рублей. Предложенные изменения предполагают дифференциацию коэффициентов утильсбора на бетоносмесители, причем на большинство категорий размер этого сбора значительно снизится.

В частности, предполагается, что на модели бетономешалок полной массой до 3,5 т платеж составит 900 тыс. рублей, а на модели в диапазоне 3,5–5 т будет равен 942 тыс. рублей. При этом 983 тыс. рублей придется заплатить за бетономешалку полной массой 5–8 т, 1,39 млн рублей за машину 8–12 т, и 1,58 млн рублей за модели массой до 20 т. А вот на самые тяжелые версии такой техники утилизационный сбор намечено увеличить с нынешних 2,71 млн рублей до 4,3 млн рублей. В 2030 году на эти модели размер платежа, согласно предложению Минпромторга, составит уже 6,9 млн рублей вместо 4,37 млн рублей, утвержденных ранее.

В Минпромторге отмечают, что в ходе проведения анализа правоприменительной практики была выявлена необходимость корректировки коэффициентов утильсбора для отдельных категорий колесных транспортных средств в зависимости от их вида либо грузоподъемности.

Защита и нападение

Опрошенные «Известиями» эксперты едины во мнении, что предложенные корректировки размеров утилизационного сбора в первую очередь направлены на защиту отечественных производителей тяжелых грузовиков (HCV). По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам прошлого года продажи моделей HCV снизились на 18,8%. Причем в десятку популярных вошли только две отечественные марки (КамАЗ и «Урал») и одна белорусская (МАЗ). Впервые за последние годы российский КамАЗ, продавший в общей сложности 17,3 тыс. машин, уступил лидерство китайскому производителю Sitrak (19,4 тыс. грузовиков). Однако в эту статистику не входят машины, отгруженные российским автопроизводителем силовым структурам и вооруженным силам.

Дифференциация ставок утильбора показывает, что в первую очередь защитные меры планируются относительно той техники, производство которой ведется в нашей стране, заявил «Известиям» генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков.

— Я не могу припомнить модели бетономешалок небольшой полной массы, которые выпускаются на российских предприятиях. А вот тяжелые автомобили на трех- и четырехосных шасси представлены отечественными производителями достаточно широко, — отметил он.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отметил, что малотоннажная спецтехника вообще слабо представлена на российском авторынке и занимает мизерную долю в отечественном автопарке.

— Малотоннажных самосвалов и бетономешалок у нас практически нет. Они крайне редко встречаются, разве что возле СНТ, если какому-нибудь дачнику нужно привезти на участок пару «кубов» песка или бетона. Причем чаще всего это видавшие виды праворульные японские модели. В основном на рынке представлены тяжелые модели такой спецтехники — именно они используются в строительной отрасли, — заявил «Известиям» Максим Кадаков.

При этом, по мнению главреда «За рулем», в ближайшее время спрос на такую технику, скорее всего, будет снижаться, поскольку она была в больших объемах закуплена в предыдущие годы. Поэтому поддержка отечественных производителей дифференциацией утильсбора выглядит вполне логично, полагает эксперт.

Почем бетон?

Повышение утильсбора на некоторые виды транспортных средств приведет к повышению цен на эту спецтехнику, считает вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин. Как следствие, это приведет к росту издержек в строительной отрасли, в которой эта техника используется, полагает он.

— Плюс 400 тыс. рублей для самосвалов при стоимости самого автомобили 12–15 млн рублей особой роли не играет. А вот для бетономешалок дополнительные 2–3 млн рублей — это уже существенное удорожание. Очевидно, что это по цепочке приведет к росту тарифов на доставку бетона на стройку, — заявил «Известиям» Антон Шапарин.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто также считает, что в конечном счете предлагаемое изменение ставок утильбора скажется на строителях.

— Прорабу всё равно, привезут ему на объект бетон на «КамАЗе», китайском грузовике или в багажнике легкового автомобиля. Ему важно, чтобы груз был доставлен на стройку в установленные сроки и в нужном объеме. Если для перевозки будет использоваться иностранная техника, которая после повышения утильсбора, очевидно, станет дороже, то и стоимость перевозки неизбежно вырастет, — отметил он.

При этом отечественные производители грузовой техники отмечают, что на их моделях новшество никак не отразится.

— Наши модели полностью локализованы. Поэтому возможное повышение размера утилизационного сбора на определенные виды техники не скажется на их стоимости для конечного потребителя, — заверил «Известия» руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.

Кирилл Сазонов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Пособия по беременности для студенток очных отделений повысят

Далее

Клубные интересы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru