Туристы стали заложниками

За испорченный отдых россияне, скорее всего, получат копеечные компенсации
turНынешний год уже называют самым худшим для туристической отрасли. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, 2014-й стал даже хуже кризисного 2009-го. Череда громких банкротств турфирм, оставшиеся за границей российские туристы без возможности вернуться домой – ко всей этой неразберихе может добавиться еще одна головная боль в виде проблем с получением компенсаций за испорченный отдых. Представители туриндустрии единодушно предсказывают, что объем возмещений едва ли будет превышать 10% от стоимости туров, пишут «Новые известия».

Недавно в потоке негативных новостей с туррынка все же всплыла одна обнадеживающая информация. Генеральный консул Греции в Москве Элени Михалопулу в ответе на запрос Ассоциации туроператоров России (АТОР) подтвердила: у российских туристов, отдыхавших в Греции по линии обанкротившихся туроператоров, не возникнет проблем из-за просроченных виз. В случае истечения срока действия визы они не будут облагаться штрафом, а при желании продлить ее действие смогут, обратившись в отделения полиции, пишет издание. На этом хорошие новости, похоже, заканчиваются.

Спрос на отдых резко упал

Напомним, череда банкротств туроператоров началась с прекращения деятельности одной из старейших российских туристических компаний «Нева» 16 июля этого года. Тогда за рубежом оказались порядка 17 тыс. человек. Оказывается, у «Невы» уже давно были серьезные проблемы, о которых, правда, будущих туристов никто не известил.

Затем о приостановке деятельности последовательно, также в июле, объявили еще две компании – «Роза ветров Мир» 25 июля и «Экспо-тур» 30 июля. Но там объем пострадавших был несравнимо меньше – в обоих случаях чуть больше тысячи человек.

Эксперты говорят, что банкротство маленьких фирм было вызвано просто неспособностью выдержать высокую конкуренцию российского туристического рынка. Но есть общие для всех операторов рыночные факторы. В первую очередь текущая геополитическая ситуация вызвала значительное падение потребительского спроса. Президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин замечает, что пессимистичные настроения потребителей стабильно нарастали, начиная с февраля 2014 года. Поэтому многие просто поменяли свои планы и решили не ехать, ведь туризм и поездки не являются предметом первой необходимости.

Меньше стали отправлять детей в зарубежные лагеря, отмечает Ирина Тюрина. «Россияне приняли информацию о санкциях на свой счет, решив, что возникнут проблемы с получением виз, и опасаясь русофобских настроений в западных странах», – говорит она. Свою негативную роль сыграло и снижение курса рубля – столкнувшиеся с ним в начале года операторы продолжали продавать туры по заведомо заниженной цене, рассчитывая традиционно отбить разницу в ажиотажный период летних отпусков. Но оказались в итоге перед лицом тотального падения потребительского спроса, который усугубил и запрет на выезд за рубеж представителям силовых и военных структур, и настоятельная рекомендация не делать этого всем остальным чиновникам. По разным оценкам, чиновничий сектор составляет порядка 10% российской туристической базы. И, вероятно, в том числе за счет них спрос на внутренние направления вырос на 25–30%, в то время как на международные направления на те же 30% упал.

Запутанный «Лабиринт»

Наибольший резонанс вызвала история с банкротством турфирмы «Лабиринт» и напрямую связанного с ней общими владельцами авиаброкера «Идеал-тур» и отказом дочерней «Аэрофлоту» авиакомпании «Оренбургские авиалинии» выполнять чартерные рейсы по их линии. В результате за границей остались порядка 25 тыс. туристов и еще около 40 тыс. клиентов, уже оплативших туры, лишились возможности ими воспользоваться.

В беседе с «НИ» первый вице-президент АТОР Владимир Канторович называет историю с «Лабиринтом» очень мутной. По его словам, властям еще предстоит разобраться не только в добросовестности турфирм, но и почему сами «Оренбургские авиалинии» допустили накопление непомерно большого долга со стороны авиаброкера «Идеал-тур» – он составляет 1,5 млрд. рублей, а это, по словам Владимира Канторовича, примерно 100 самолетов и 25 тыс. туристов, которых авиаперевозчик счел возможным перевести бесплатно.

Как бы то ни было, туристы не должны становиться заложниками конфликта двух или более хозяйствующих объектов – они услуги оплатили, говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

Помощи на всех не хватит

Эксперты отмечают очевидную непоследовательность и нелогичность реакций властных структур на сложившийся кризис. Так, правительственные ведомства не спешат вывозить российских туристов по линии МЧС, хотя у государства есть все основания, рассказал «НИ» председатель Московской коллегии адвокатов Теюб Шарифов. По словам врио руководителя Ростуризма Олега Сафонова, вариант привлечения МЧС обсуждался с главой министерства Владимиром Пучковым, но было принято решение обойтись пока силами ассоциации «Турпомощь», которая, кстати, уже обратилась за финансовой помощью к правительству. Вывезти клиентов «Лабиринта» из-за границы организация финансово в состоянии, но если в ближайшее время случится аналогичный коллапс, то фонд уже не в состоянии будет помочь. Бюджет фонда в настоящий момент составляет около 360 млн. рублей, а на возвращение всех российских туристов на родину требуется порядка 200–250 млн. рублей.

В настоящий момент Следственный комитет РФ уже возбудил пять уголовных дел в отношении всех обанкротившихся за текущее лето операторов, заподозрив их в проведении незаконных финансовых операций и мошенничестве, в результате которого пострадали тысячи человек. Прокуратура Москвы объявила, что руководство «Лабиринта» похитило и использовало в личных целях порядка 100 млн. рублей, которые должны были быть перечислены по факту авиаперевозчику. «К сожалению, у нас нет никакого контроля в туриндустрии, – говорит Ирина Тюрина. – У нас даже нет специального органа, который был бы уполномочен контролировать финансовое состояние туристических фирм. При высоком контроле за банковской и страховой сферой туристический сектор, по сути, предоставлен сам себе».

При этом проблемы коснулись не только крупных турфирм, работающих на внешние направления. Не выдерживая конкуренции, которая, по заявлениям всех экспертов, необычайно высока на российском рынке, с него стали уходить и небольшие внутренние компании. Так, например, прекратила свою деятельность компания «Речтурфлот», которая предлагает речные круизы из Москвы и других городов России. Но в отличие от крупных туроператоров компания никак не объявила о приостановке своей деятельности – в итоге некоторые туристы в день ожидаемой отправки теплохода стояли с чемоданами на пирсе. Как сообщил «НИ» пострадавший клиент компании Виктор, купивший два билета в подарок родителям, никаких заявлений о банкротстве компании до сих пор нет. Хотя на телефонные звонки в компании никто не отвечает, офис пустует и дверь опечатана. Сайт же компании продолжает работать, предлагая клиентам информацию о турах.

Перемен не предвидится

Текущая ситуация является результатом в том числе чиновничьего непрофессионализма, говорят эксперты. Это признает и Ростуризм, которому, по словам замглавы ведомства Николая Королева, не хватает «системных механизмов для регулирования сферы». Планирующиеся изменения в российское законодательство должны по заявлениям предоставить эти полномочия и повысить защищенность граждан, но эксперты скептически относятся к инициативам, указывая на их косметический характер. Президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин предупреждает, что не стоит ожидать радикальных перемен. Все закончится расширением штрафных санкций для турфирм за нарушение обязательств перед клиентами, Ростуризм получит некоторое расширение полномочий.

В вопросе страхования туристического бизнеса эксперты прогнозируют обострение социальной напряженности в ближайшее время. Поскольку, по данным АТОР, пострадавшие клиенты «Лабиринта» получат в лучшем случае порядка 10% от стоимости оплаченного ими тура. Компания «ВСК», застраховавшая туроператора «Лабиринт» на 120 млн. рублей, продолжает принимать заявления от пострадавших туристов. В конце прошлой недели число заявлений выросло уже до 12 тысяч, а сумма требований – до 600–700 млн. рублей. При этом в самой компании не исключают, что общий объем требований в итоге может составить 1,5–2 млрд. рублей. Компания «Речтурфлот» также была застрахована в «ВСК», но в данном случае сумма страховки – всего 500 тыс. рублей. Выплаты пострадавшим начнутся не раньше сентября и составят всего 5 тыс. рублей при стоимости билетов 50 тыс. рублей (на двоих человек). Таким образом, то, что никто из клиентов не получит стопроцентного возмещения, уже не вызывает сомнений, отмечает Дмитрий Янин. Как отмечают юристы, наиболее успешной в таком случае может быть подача коллективного иска в адрес компании, но пока пострадавшие клиенты не спешат обращаться к юристам.

Получается, что сегодня россияне покупают туры и отправляются на отдых буквально на свой страх и риск. У них нет никаких реальных инструментов, позволяющих определить надежность выбираемого оператора, его финансовую состоятельность и защищенность.

Сергей КОВОЛЕВ
Фото: samaratoday.ru

Ранее

В Таможенном союзе намерены создать зону свободной торговли с Египтом

Далее

Исключительно для дружбы

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru