Ристалище для мордобоя

По мнению аналитиков, новый украинский парламент может стать гораздо конфликтнее предыдущего, хотя казалось — куда еще хуже …

5444

Еще в день выборов президент страны Петр Порошенко бесцеремонно надавил на ЦИК, потребовав обнародовать результаты волеизъявления раньше определенного законом срока. Ошарашил он общество и еще одним указанием: «Создание коалиционного большинства в парламенте и нового состава Кабинета министров поручаю начать немедленно». Вот те на — люди, еще не ставшие депутатами, должны формировать органы власти?!

Независимые эксперты объяснили суету и торопливость президента единственной причиной — паникой в связи с отсутствием денег в государственной казне. Действительно, а где их взять? Позаимствовать самым привычным способом у «друзей и партнеров»? Но ни США, ни ЕС, ни МВФ не спешат позолотить ручку Украине и готовы обсуждать финансовые вопросы только при условии эффективного начала экономических реформ новым правительством. Оно же обязано доложить и о выполнении множества предыдущих требований. Значит, надо в очередной раз пустить пыль в глаза и создать видимость воплощения в жизнь предложенной Порошенко «Стратегии-2020». Именно — видимость. Ведь без вложения значительных средств ни одно из благих начинаний не сдвинется с места.

Между тем, ситуация явно катастрофическая. Нынешний совокупный долг Украины составляет уже 140 млрд долларов, а платежеспособность по нему у государства — практически нулевая. Благосостояние народа в сравнении с тем же периодом прошлого года упало на 30 процентов. Как свидетельствуют оценки международного рейтингового агентства Fitch, которое понизило долгосрочные рейтинги Украины в иностранной и местной валюте с уровня «ССС» до «СС», до дефолта остался всего один шаг.

Уму непостижимо, что в такой обстановке полностью потерявшая разум хунта, судорожно цепляющаяся за власть, тратит последние гроши на абсолютно провальные проекты. Сейчас, к примеру, она радостно трубит о том, что к украинским берегам прибыло первое судно из ЮАР (!?) с 84 тысячами тонн угля, хотя он по пути следования стал поистине золотым. В то же время во Львовско-Волынском угольном бассейне лежат невостребованными миллионы тонн этого топлива из-за бездумной остановки горно-обогатительного комбината.

В ходе избирательной кампании, напомним, самым популярным был, пожалуй, лозунг, бросавшийся в глаза чуть ли не на каждой улице: «Не допустим ни одного нынешнего депутата в новый парламент!». Это требование зародилось еще на Майдане, когда «революционные массы» провозгласили курс на полное очищение власти от прозаседавшихся коррупционеров, разных приспособленцев-номенклатурщиков и криминальных авторитетов, покупающих любые должности и расставляющих своих людей на «хлебные» места.

И как же отреагировали представители властных структур на этот призыв? Три сотни действующих парламентариев стали с утроенной энергией рваться в будущий парламент, и их спокойно включили в проходные части списков ведущих партий, уже спорящих, в какой части зала заседаний Верховной Рады удобнее устроиться. Угадайте, кто сохранил лидерство по количеству бывших новых? Блок президента Петра Порошенко, который накануне хвастался, что подписал закон о люстрации…

К слову сказать, эта пресловутая люстрация (а проще говоря — «охота на ведьм») идет в Украине полным ходом. К примеру, на днях только из Генпрокуратуры чохом уволены более 150 «агентов Кремля», «душителей свободы и демократии», «приспешников Януковича»…

Однако до чего же выборочна кампания по «чистке общества»! На проходных депутатских местах в списках партии Порошенко фигурировали входивший в так называемую «семью Янковича» водочный король Александр Грановский, а также Артур Герасимов, уличенный в тесных связях с «донецкими террористами», и многие другие «троянские кони», хотя президент не уставал повторять, что «в избирательном списке моей политической силы нет ни одного человека, за которого мне было бы стыдно». А чему, и вправду, стыдиться Петру Алексеевичу, ведь во всех кадровых назначениях и выборе союзников он привык делать ставку на «денежных мешков»…

Но давайте вернемся к итогам выборов, в ходе которых у отечественных и зарубежных наблюдателей возникло немало вопросов, на которые они так и не получили вразумительные ответы. Главная проблема — вокруг количества проголосовавших. На 14 часов она составляла 19,52 процента. После закрытия избирательных участков в 20 часов ЦИК обнародовала цифру — 40,77 процента от числа внесенных в списки. Затем последовали некие уточнения и дополнения, в результате чего бюллетени получили будто бы 52,42 процента избирателей.

Обратимся теперь к сухим цифрам. В списки для голосования были внесены 34.670.184 человека. Если принять на веру данные ЦИК, то в выборах приняли участие 18 млн. жителей страны, из которых «Блоку Петра Порошенко» выразили доверие менее 5 млн. — лишь каждый седьмой взрослый гражданин Украины! Так что не следует впадать в эйфорию от всенародной поддержки — ее нет и в помине.

Сокрушительным крахом ознаменовались выборы на заграничных избирательных участках, хотя проправительственные телеканалы (а других и нет!) целый день вещали о длинных очередях к урнам в России, США, Австралии, Канаде… Теперь известно: в Российской Федерации проголосовали …565 человек! А куда подевались 2–3 миллиона «патриотов, вынужденных работать на москалей»? Проигнорировали выборы и граждане Украины за океаном — лишь 5,2 процента соизволили проголосовать в США.

Расстановка сил в Верховной Раде прояснилась после подсчета голосов в мажоритарных округах. Их было 198 вместо 225 — ЦИК отминусовала «оккупированные Россией территории». Поэтому депутатский корпус будет насчитывать не 450 человек, а 423. Разумеется, большинство «мажоритарщиков» — выдвиженцы «Блока Петра Порошенко», который сполна использовал административный ресурс для того, чтобы склонить избирателей на свою сторону.

Что касается партийных списков, то они подвергнутся значительной корректировке. Например, мэр Львова Андрей Садовой, возглавляющий «Самопомощь», сразу объявил, что не променяет свою должность на депутатский мандат. Такое же мнение у градоначальника Киева Виталия Кличко и целого ряда других чиновников разного калибра. Вместо них депутатами станут другие однопартийцы — в списках произойдет подвижка. Выясняется, что среди «темных лошадок» — бывшие и нынешние парламентарии, те самые, которые подлежат нещадной люстрации! Как тут не воскликнуть: «Ба! Знакомые все лица…».

Несмотря на то, что Порошенко и иже с ним убеждены в объединении «партий Майдана» (еще один популистский термин) в монолитное коалиционное большинство, раскол в рядах «дерьмократов» отчетливо обозначился еще вечером 26 октября, когда действующий пока председатель Верховной Рады Александр Турчинов, руководивший предвыборным штабом «Народного фронта», открыл все карты: «Премьер-министром должен остаться Арсений Яценюк. Кроме того, мы резервируем за собой еще несколько ключевых должностей в правительстве. Политическим силам необходимо быстрее группироваться вокруг нашей партии». Через несколько минут на брифинге Порошенко отпарировал: «Никаких квот по партийной принадлежности больше не будет, а основой коалиции станет наш блок».

И эта по сути дела публичная перепалка, и многие другие красноречивые события последних дней дали резонные основания для крайне тревожных выводов политологов: «Прошедшие выборы вынесли наверх грязную пену и вязкий ил с самого дна. Страна сделала большой прыжок назад, скатываясь в пропасть. Новый парламент станет гораздо конфликтнее предыдущего, пусть нам и казалось, что хуже уже некуда. Засилье олигархов, неонацистов, радикалов и экстремистов из числа полевых командиров — это взрывоопасная смесь амбициозных и неуправляемых людей. Каждый будет отстаивать свои личные интересы, игнорируя общественное мнение».

Степан ЛЕВЧУК

собкор «НВ»

КИЕВ

NB!

Мнение автора этой рубрики не всегда совпадает с мнением редакции «НВ».

Ранее

Ни дня без абсурда

Далее

Злое стало вечным?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru