Как помочь Владимиру Путину навести порядок в российской оборонке?
Вернувшись из негостеприимной Австралии президент Путин сразу же стал крепить оборону страны. Он обратился к организации под названием «Объединенный народный фронт» с таким предложением:
«Хорошо, если бы у нас был единый документ по ценообразованию. Не знаю, как вас отблагодарить, если бы вы проект хотя бы такого документа представили, потому что министерство экономического развития пока не в состоянии нам представить этот проект», – сказал Путин на форуме ОНФ.
Как известно, «конфликт» заказчиков и производителей, связанный с ценообразованием, – один из основных факторов, препятствующих своевременному и качественному выполнению гособоронзаказа.
Например, зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Олег Бочкарев посетовал, что стоимость новых танков «Армата» является «слишком высокой».
А в сентябре генпрокурор России Юрий Чайка сообщил, что принятые совместно с Минобороны, Минпромторгом и военно-промышленной комиссией меры улучшили качество продукции военного назначения, а также способствовали снижению ее стоимости почти в два раза.
Суть дела такова: ВПК является частью российской экономики и болеет теми же самыми болезнями, что и остальные отрасли. Главная болезнь: воровство.
Если раньше, скажем, был некий завод-гигант, где был один директор и работало тридцать тысяч человек, то сей час на его месте пять заводов. Где пять директоров и пять тысяч работников. А стоимость выпускаемой боевой продукции выросла в те же пять раз, условно говоря. Потому что основную выручку от производственной и конструкторской деятельности делят и рассовывают по своим карманам те самые пять директоров.
Это со стороны производителя. Со стороны заказчика – то же самое, только в еще более крупных размерах. Из выделяемого государством бюджета к заказчику доходит не более 40 процентов. Да и те оседают в директорских карманах.
…В начале нулевых годов нового века я участвовал в организации научно-практических конференций по проблемам ВПК под эгидой Президиума Российской Академии наук. В этих конференциях принимали участие практически все академические институты, имеющие отношение к российскому ВПК. В конце концов организацию этих полезных мероприятий взял в свои руки академик РАН, директор Института экономики Руслан Гринберг. Мне запомнилась его краткая вступительная речь: «Надо переходить к индикативному планированию».
Дальше я слушать не стал, ибо все стало ясно. Уже десять лет назад грамотным профессионалам было очевидно, что в российском ВПК нужно либо вводить стопроцентную и полноценную частную собственность, либо снова восстанавливать Госплан. На данный момент, как и десять лет назад мы имеем нечто промежуточное, а оттого совершенно неадекватное.
С этой неадекватностью призваны бороться такие монстры, как госкорпорация «Ростех», руководимая человеком из ближнего круга ВВП Сергеем Чемезовым. Методика «наведения порядка» – насильственные поглощения по классической технологии «операторов и оперов», как выразился крупнейший специалист в этой сфере, руководитель консалтинговой компании «Минфин» Александр Волков.
Классический представитель «операторов» – Михаил Ходорковский. Что касается «оперов», то есть силовиков, то мы воздержимся от их персонализации.
Уже ясно, что технологии «Ростеха» не срабатывают. Рождаются монстры-монополисты, на смену одним болезням приходят другие, еще более неизлечимые. Лица, ныне отвечающие за реформу ВПК, путей «излечения» скорее всего не видят. И поэтому на этом поле активно играет прокуратура, не вполне экономический субъект.
В ближней перспективе дело с места вряд ли сдвинется. Все будут ждать усугубления кризисных трендов, когда пагубность ситуации станет не просто очевидной, а вопиющей. Тогда и решат вопрос с ВПК. И скорее всего в пользу Госплана, чем в пользу нормальной частной собственности.
Нормальная частная собственность создается несколько иными способами и инструментами, чем те, которые практикуются у нас.
Тут мне слышится раздраженный окрик с российского Олимпа: «нет у меня для вас других реформаторов!»
Да как же нет, ваше сиятельство? А бывший министр экономразвития Андрей Белоусов, ушедший в отставку в знак несогласия с экономическим курсом господина Медведева и ставший вашим помощником? А академик Сергей Глазьев, тоже ваш помощник? А Руслан Гринберг?
Вполне достаточно этих троих экономических авторитетов, чтобы разложить по всем полочкам детали нормального механизма ценообразования в нашем ВПК. Неужели все дело в том, что советы профессионалов могут оказаться неприемлемыми для тех, кто сейчас «жирует» на оборонном бюджете? Поэтому и обращение за интеллектуальным вспомоществованием последовало в адрес ОНФ, организации, которую только врожденная политкорректность не позволяет мне назвать марионеточной.
Не буду более растекаться мыслею по древу, скажу, что думаю насчет цен в ВПК. Их надо вычислить и назначить. Они должны быть частью гособоронзаказа. Нужно определить на основе известных сравнительных методик приемлемый ценовой коридор и отслеживать, чтобы исполнители заказа из него не выползали. Шаг вправо, шаг влево – считается за побег, то бишь заказ передается другому заводу или КБ.
Тут мне возразят, что сие невозможно по причине произошедшей монополизации российского ВПК. Это известно. Значит надо заняться и этой нехорошей болезнью, а не играть в популистские игры с марионеточными общественными организациями.
На Олимпе вообще в игры играть не стоит. Под угрозой слететь оттуда и расшибиться не слабо. Манипулятивный стиль управления государством – это роскошь, которую могут себе позволить лишь успешные правители процветающих держав. А Россия в данный исторический момент к ним не относится.
Владимир Прохватилов,
Президент Фонда реальной политики(Realpolitik),
эксперт Академии военных наук