Конфликт между крупной госкомпанией и «Волгомостом» поставил вопрос об ответственности государственных корпораций за проваленные стройки.
В вышедшей на прошлой неделе статье «Гоп-стоп от «Автодора», мы подробно рассказывали о конфликтной ситуации, сложившейся между крупной госкомпанией и строительным холдингом «Волгомост», который чиновники по только им понятным доводам, поставили на грань банкротства. Почему понятным только им? Донести свою позицию до других, в том числе, нас, журналистов, в компании отказались.
Можно много говорить и писать о создаваемых предпосылках к коррупции со стороны представителей государства, миллиардных хищениях, в конце концов, срывах графика строительства федеральной трассы М-4 «Дон». Но самое поразительное, что на приведенные нами в статье вопиющие факты ровным счетом никто не стремится реагировать. Правоохранительные органы, которые по закону обязаны проверять информацию, излагаемую в СМИ – хранят гробовое молчание.
В самом «Автодоре» на вопрос о конфликте с «Волгомостом» мне заявили, что проблем между компаниями нет вообще никаких. Все просто замечательно. «У нас достаточно ровные отношения с этой компанией и никаких судов нет», – заявила пресс-секретарь госкомпании «Автодор» Екатерина Варенова. А когда я уточнил у нее, читала ли она мою статью, призналась, что читала, но от комментариев отказалась в достаточно резкой форме. Из дальнейшей короткой беседы следовало, что критичного материала в адрес руководства «Автодора» вообще не должно было быть. Без объяснения причин…
В другой госструктуре, также ведающей дорогами, Федеральном дорожном агентстве «Росавтодор», просто перевели стрелки. «С «Автодором» мы разные госкомпании, у нас своя грядка, у них своя, мы занимаемся бесплатными дорогами, а они платными, а потому комментировать описанные в статье факты нам не с руки», – подчеркнула пресс-секретарь «Росавтодора» Анастасия Максимова.
Статистика в «Росавтодоре», конечно есть, но как раз из серии – как «мы боремся со строителями». Информации, какие у строителей бывают претензии к ним – заказчикам и представителям государства, мне не предоставили. Неужели представители государства исключительно всегда правы в спорных случаях, возникающих при строительстве дорог?
Между тем нам поступило достаточно много звонков в поддержку «Волгомоста» – от представителей строительных компаний. Ситуация, в которую попал «Волгомост», когда крупнейшая госкомпания по строительству дорог в России «Автодор» свалила всю вину за срыв графика работ по реконструкции автомагистрали М-4 «Дон» на подрядчика, по их мнению, хоть и не совсем уникальна, но беззаконна. Ведь в данном случае госкомпания не только попыталась разорвать контракт с подрядчиком, на три четверти завершившего строительство по объекту, и взыскать с него банковскую гарантию, чем создала условия для хищения у «Волгомоста» выполненных работ на 3,1 миллиарда рублей.
Факты, что называется, вопиющие, тем более, что срыв графика работ по автомагистрали М-4 «Дон» во многом произошел из-за безответственности заказчика. В статье «Гоп-стоп от «Автодора» приведен анекдотический эпизод, когда на одном из участков трассы строители обнаружили не учтенный в проекте… магистральный нефтепровод «Тенгиз – Новороссийск» – что называется, «Слона-то я и не приметил». Конфуз не единичный – до 80% проектных решений были скорректированы заказчиком в процессе дорожно-строительных и мостовых работ, что не дало возможности «Волгомосту» вести работы в соответствии с красиво нарисованным графиком. Даже к 31 октября с.г. (а это проваленный срок окончания контракта) в обременении вдоль дороги оставалось 534 (пятьсот тридцать четыре) участка, на которых заказчиком не были узаконены землеотводы и не выданы разрешения на строительство. И вот при таких явных «ляпах» и провалах ГК «Автодор» повела полномасштабную атаку, способную разорить дорожно-мостостроительную организацию…
Подобное поведение «Автодора», руководимого Сергеем Кельбахом, вызывает, мягко говоря, удивление. Недавно в послании Федеральному Собранию президент страны Владимир Путин ставил задачу в целом по стране стремиться к удвоению объёмов дорожного строительства, к чему призывал всех участников этого процесса. Однако на фоне таких призывов главы государства «Автодор» не только сорвал своей безответственностью сроки реконструкции дороги М-4 «Дон», но и прибег, по сути, к рэкету, основанному на своем исключительном положении заказчика и куратора федеральной автотрассы. Мимо подобного факта пройти просто невозможно, если всерьез выполнять поставленную президентом задачу.
Трудно было нанести больший вред намеченным планам по реконструкции стратегически важного объекта – автодороге М-4 «Дон», чем «поменять коней на переправе». Более того, не считаясь с ограничительными мерами, которые после обращения «Волгомоста» ввели арбитражные суды на такие действия, «Автодор» всё же привел на объект нового подрядчика, заключив с ним договор на 8,447 млрд. руб.
Этот договор иначе как новым способом отъема денег и не назовешь. Согласно этому поразительному «ноу-хау», которое применил всесильный хозяин на дорожной ниве ГК «Автодор», новому подрядчику по договору судя по всему собираются выплатить из бюджетных денег на 3,1 миллиард рублей больше, чем осталось выполнить работ на объекте. Разница может быть образована из фактического хищения у ПАО «Волгомост» выполненных работ, которые заказчик одной рукой упорно не принимает, а другой – сажает на те же виды строительства другого подрядчика, что, в конечном счете, наверняка приведет к путанице и поглощению новым строителем всей «незавершенки» «Волгомоста»…
Сия хитрая схема уже сейчас требует вызова экспертов МВД и следователей на стройку, но вот незадача: на эти шалости, имеющие признаки, хорошо прописанные в Уголовном кодексе РФ, почему-то закрывают глаза! Молчат, словно в рот воды набрали, правоохранительные органы. Устранился, как мы написали выше, ФГУП «Росавтодор», отказавшийся от комментариев. В самом «Автодоре» руководительница пресс-службы не стала комментировать агрессивную позицию этой структуры по отношению к ОАО «Волгомост», ссылаясь, что не было отмашки её руководства… Вот такой тупик!
Однако история конфликта «Автодора» и «Волгомоста» взбудоражила читателей и экспертное сообщество. К нам поступило много звонков в поддержку «Волгомоста» от представителей строительных компаний. Что называется: задело!
«Такие ситуации встречаются, но не так часто и в этом случае нельзя всю вину огульно возлагать на всю госкомпанию, – уверяет член Общественной Палаты РФ Сергей Фахретдинов. – Мне кажется, что здесь интерес конкретных чиновников, которым просто не нравится подрядчик в лице «Волгомоста». Они заинтересованы передать контракт «своим» компаниям, которые, возможно, в свое время проиграли тендер на строительство этого участка дороги М-4, а способов ставить палки в колеса предостаточно»… Здесь все ясно, разбираться в этой ситуации уже в компетенции правоохранительных органов», – резюмировал г-н Фахретдинов.
«Такие ситуации, как у «Волгомоста» являются действительно проблемой, – считают в Национальной ассоциации строителей, – и в этом случае мы, со своей стороны, пытаемся внедрить типовой договор генерального подряда, который исключил бы такие шараханья госчиновников и ввел бы единые стандарты поведения, как заказчика, так и подрядчика. Это способствовало бы введению евростандартов в строительстве, что также бы вывело сам бизнес из тени», – сказал представитель ассоциации г-н Проказов. Пока документ находится в зачаточном состоянии и разрабатывается совместно с экспертами международной инженерной ассоциации.
В марте этого года Дмитрий Медведев, кстати, напомнил о еврокодах на заседании президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию. «С 2006 или 2007 года мы эту тему мусолим», – возмущался премьер. Но не исключено, что с введением новых правил чиновники будут затягивать до последнего. Вряд ли прозрачность в ведении дел с бюджетными деньгами выгодна чиновникам, достаточно взглянуть на пример «Волгомоста».
«Сегодня проще недовольным быть именно Заказчику, всегда можно найти огрехи в качестве работ, – уверяет Сергей Фахретдинов. Он заинтересован в расширении межремонтных сроков эксплуатации дорожного полотна, чтобы меньше потом платить за ремонт, т.е. беречь бюджетные деньги, а подрядчик, наоборот, и под этим флагом можно как раз манипулировать подрядчиками, в надежде, что некоторые просто проглотят пилюлю, имея свои скелеты в шкафу. Ведь строительный бизнес далеко не всегда идет в ногу с законом». Не секрет, что современная система коррумпирована сверху до низу и выносить сор из избы мало кому захочется.
В этой ситуации манипулировать строителями можно как угодно. Но можно и искусственно завести подрядчика в тупиковую ситуацию. «Вы знаете, как у нас все происходит с теми же национальными проектами – все вот надо и срочно, проекта толком нет, заказчик говорит: по пути все решим, и подрядчик зачастую соглашается. А вот далее «вырастают» нефтепроводы по дороге, как в случае с «Волгомостом», и прочие препятствия, которые влияют на стоимость проекта и время его реализации. Но заказчик, фактически загнав строителей в эти критичные условия, начинает просто выкручивать руки. Посмотрите, сколько после Олимпиады обанкротилось крупных компаний, они просто закрываются, и лишь единицы пытаются отстоять свою правоту и идут в суд», – констатирует г-н Фахретдинов.
Ситуация явно выглядит тупиковой, к тому же банкротства будут продолжаться и дальше, считают эксперты. Особенно сегодня, когда стоимость банковских кредитов резко возросла. В такой ситуации надо иметь смелость, выступать в открытое противостояние с государственным «Автодором», хотя в компании считают, что вступили в борьбу не с ГК, а с отдельными чиновниками.
С экспертом трудно не согласиться – существенным моментом рассказанной истории о «гоп-стопе» «Автодора» является то, что «Волгомост» выступил, что называется, с открытым забралом, поскольку на кону у саратовцев их деловая репутация. А она у холдинга с 77-летней историей, в который входят девять мостоотрядов, не может быть разменяна на уступки и позицию «абы чего не вышло» даже в отношениях с крупнейшей госструктурой. ГК «Автодор», по-видимому, сильно ошиблась, полагая, что подрядчик утрется и переживет как-нибудь потерю объекта и трех миллиардов рублей – сейчас в этой конфликтной ситуации многие симпатии как раз на стороне «Волгомоста».
– Я полагаю, что Путин не зря в обращении к Федеральному собранию сказал достаточно жесткие слова о необходимости наведения порядка в госкомпаниях, – прокомментировал ситуацию политолог Алексей Васильев. – Они не должны оставаться вне зоны жесткого контроля в момент, когда «жирные времена» ушли и приходит время считать каждую копейку. Лекарство здесь одно – жесткий контроль, судебные решения, уголовные дела с «посадками» и увольнением особо отличившихся руководителей. Бесконтрольных зон и секторов без гласности, где творится экономический произвол, должно стать меньше в ходе перестройки нынешней экономики.
Максим Гладкий
Москва-Ростов-на Дону-Москва