Как в городе русских моряков «общественники» зарабатывают на местных стройках.
В Севастополе, как и во многих российских городах – тема нарушений градостроительного законодательства компаниями-застройщиками остается одной из самых животрепещущих. Ситуация осложняется еще и тем, что за 23 года, когда Севастополь находился под контролем Украины, коррупция и нарушение законодательства в строительной сфере достигли колоссальных размеров при полном игнорировании этой проблемы властью. Новая российская власть решительно взялась за наведение порядка. Если ей удастся добиться успеха, то свои доходы рискуют потерять и те, кто за последние годы превратил «борьбу с застройщиками» в частный бизнес и средство заработка…
Три схемы шантажа
Есть в Севастополе такая профессия – общественник. Возникла она в годы оранжевой анархии и смуты. Все помнят, какой беспредел творился в городе во время губернаторства Сергея Куницына: чуть ли не ежедневно появлялись новости об очередном незаконно выделенном земельном участке, о вырубленных или сожженных деревьях, о новостроях, возводимых с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм. Круговая порука и тотальная коррупция в судах и прокуратуре не давали возможности законным способом пресечь эти нарушения. И тогда жители города взяли спасение уютных дворов, улиц и скверов в свои руки.
Инициативы граждан по защите своих прав можно только приветствовать, но… Как и в случаях всех благородных начинаний, нашлись те, кто готов использовать их для пополнения собственного кармана. На поверхность всплыли разного рода мутные личности, именуемые «общественниками».
«Общественники» «украинского» Севастополя представляли собой своеобразную касту. Их можно было видеть, торгующих своими услугами, то в офисе блока Юлии Тимошенко, то во «Фронте змин» – украинского фашиста Яценюка, то в горкоме Партии регионов, то пробирающимися по коридорам Севастопольской городской государственной администрации в кабинет мэра или его замов. С собой они носили толстые папки с компроматами на бизнесменов, представляющих «конкурирующую фирму отца Федора или Валерия Саратова» и предлагали за деньги организовать очередной митинг или выступление на ТВ, чтобы облить помоями представителей враждебного клана. Что и говорить, в годы оранжевого беспредела такие услуги были вполне востребованы в городе.
Впрочем «война компроматов» и черный PR занятия хоть и малопочтенные, но сами по себе преступными деяниями не являющиеся. Потомки Остапа Бендера, следуя заветам своего учителя, как правило, стараются чтить уголовный кодекс. К сожалению, некоторые «общественники» пошли дальше, нежели продажа своих услуг по проведению митингов и обливанию помоями конкурирующих политиков и бизнесменов, перейдя к откровенному шантажу и вымогательству. То есть, к совершению преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Но в оранжевые годы им все сходило с рук.
Рассмотрим несколько наиболее распространенных схем вымогательства, которые практиковались в Севастополе:
Схема первая: «Дешево и сердито». «Общественник» узнает о строительстве торгового павильона, гаража или частного домовладения, устанавливает владельца, является к нему и прямым текстом требует сумму от 2 до 5 тысяч долларов «за спокойствие». В случае отказа подбивает команду «бешеных бабушек» на проведение пикета с привлечением знакомых телевизионщиков и интернет-журналистов (последних, нередко, используют «в темную»).
Схема вторая: «Продвинутая». Хорошо работает при шантаже застройщиков, которые строят многоквартирные дома. Вымогатель приходит к владельцам компании-застройщика, грозит «поднять на уши весь город» и предлагает выделить ему бесплатно квартиру в строящемся доме, которую затем продает. Прибыль от такой схемы еще год назад составляла 25-60 тысяч долларов США.
Схема третья: «Корпоративная». Представляет собой замаскированную разновидность шантажа. Доступна только наиболее «знатным общественникам», имеющим связи в строительном мире. Ее в основном используют не шантажисты-одиночки, а целые организации. Суть ее заключается в том, что застройщику настоятельно рекомендуют заключить договор о проведении работ, необходимых для ввода здания в эксплуатацию (например, прокладки канализационных труб или коммутационного оборудования) с фирмой, где заправляют подельники шантажиста. После заключения договора шантажист получает свой процент со сделки.
Как это работает на практике? Несколько лет один мой знакомый, выиграв конкурс по распределению мест на частную торговлю, решил открыть небольшой павильон по торговле продуктами питания. Надо отметить, что место в одном из дворов было заранее определено районной администрацией под строительство объекта розничной торговли. Когда документы были готовы, началась разметка территории. К рабочим подошла женщина, представившаяся общественницей, спросила, что тут происходит, кто выдал разрешение, на чье имя оформлен строящийся объект, какой телефон владельца. На следующий день она позвонила предпринимателю и потребовала у него сумму в размере 5 000 долларов США, пообещав в противном случае проблемы с жильцами. Разумеется, предприниматель отказался платить вымогательнице.
Через несколько дней, около строящегося объекта появилась толпа бабулек, усиленная парой-тройкой местных алкоголиков. Начались крики, вопли, попытки устроить драку с рабочими, после чего вызвали милицию, обвинив рабочих в нападении. Разумеется, никто из местных жителей так и не догадался, что их использует в «темную» аферистка. И таких случаев в городе, увы, не счесть.
Как писали местные СМИ, замечены были подобными методами такие известные в Севастополе и за его пределами общественники, как Иван Комелов (бывший руководитель севастопольского представительства украинской радикальной партии Арсения Яценюка «Фронт змин»), Алексей Шестакович (тот самый общественник, которой на конспиративной квартире давал провокационное интервью для американских телеканалов), Елена Прокина (распорядитель американских грантов и собиратель благотворительной помощи, часть из которой шла в ее собственный карман), Анатолий Марета (один из провокаторов евромайдана) и многие другие. Не так давно к касте общественных вымогателей присоединился Максим Мишин – в прошлом координатор украинского движения «Дорожный контроль», из которого, собственно, и вырос бандеровский «Автомайдан». Если верить сообщениям СМИ, то в городе набралась целая рота последователей Остапа Бендера.
А как в России?
Одной из первых задач российской власти стало наведение порядка в сфере нарушения правил застройки Севастополя. Еще 17 апреля 2014 года Сергей Меняйло, на тот момент еще исполняющий обязанности губернатора, подписал распоряжение о временном запрете капитального строительства на территории города Севастополя. Столь радикальное решение было вызвано необходимостью принятия актов законодательного регулирования застройки в Севастополе, как субъекте Российской Федерации.
В течение всего 2014 года в городе проходили масштабные проверки нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности. Первоначально было заморожено 360 объектов капитального строительства. Разрешения на продолжение строительных работ получили 110 из них, на остальных объектах работы до сих пор не начались. Впрочем, власти утверждают, что запрет не носит бессрочного характера. Если компании-застройщики приведут документацию в соответствии с российскими нормами, они смогут продолжить строительные работы.
Специально созданной Инспекцией государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя было выявлено 66 нарушений со стороны 26 застройщиков. Апогеем борьбы с недобросовестными застройщиками стал снос 16-этажки на мысе Хрустальном, при строительстве которой были нарушены многочисленные нормы как украинского, так и российского законодательства.
Среди других объектов, проверку которых осуществляли органы власти и многоэтажка на улице Советской, 16. Напомним, что в течение многих лет общественная организация «Легендарный Севастополь» во главе с Александром Хвальковым (который проходит по нескольким эпизодам уголовных дел) вела буквальную осаду стройки. Результаты проверки показали наличие всех разрешительных документов, включая разрешение на ввод дома в эксплуатацию, решение Севгорсовета по этажности дома и документы на право собственности у владельцев. Кроме того, вся документация уже приведена в соответствие с российским законодательством. Однако «Легендарный Севастополь» в лице заместителя председателя организации Александра Романова продолжает не только требовать сноса здания, а терроризирует простых горожан, севастопольцев, владельцев квартир – добросовестных приобретателей недвижимости и законопослушных граждан.
Опасность правового нигилизма, шантажа предпринимателей и создания негативного инвестиционного климата, которые привносят в жизнь сомнительные «общественники» осознали власти многих российских городов. Поэтому они борются не только с незаконной застройкой, но и с теми, кто превратил «борьбу с застройщиками» в персональный бизнес.
Недавно заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин обратил внимание на риски, которые несут для развития города участившиеся случаи вымогательства у застройщиков в центральной части российской столицы.
«Надо сказать, что в последнее время участились случаи вымогательства у инвесторов-застройщиков. Отдельные люди сделали из этого буквально бизнес, и, обещая непротивление будущей стройке, пытаются что-то получить от застройщика», – сказал М. Хуснуллин.
В частности в российской столице был задержан один из вымогателей. «Мужчина требовал у компании, планирующей строительство отеля на Пречистенке, неподалеку от храма Христа Спасителя, две квартиры либо долю в новом отеле. Однако застройщик обратился в правоохранительные органы, и вымогатель был задержан», – сообщает «Интерфакс-недвижимость».
Хорошо бы и севастопольским властям обратить внимание не только на недобросовестных застройщиков, но и на тех, кто использует черные схемы и шантаж против строительных компаний. Ведь ущерб от сомнительной деятельности несут не только предприниматели, но и обычные севастопольцы, так как представители компаний в итоге все равно закладывают все свои издержки в стоимость квадратных метров, что в итоге неоправданно завышает цену квартир.
Павел Сипягин