Журналисты кто из депутатов ГД чаще всего «прогуливает» заседания.
В Государственную Думу впервые поступил законопроект, написанный на тюремных нарах. Трудился над ним арестант Константин Ширшов, известный в миру как депутат нижней палаты парламента от КПРФ. Находясь в местах не столь отдаленных, народный избранник исправно получает депутатскую зарплату, а его карточка голосует на пленарных заседаниях. Кроме того, Ширшов активно работает с документами — как касающимися его уголовного дела, так и связанными с законотворческим процессом. «Лента.ру» составила список парламентариев, которые, месяцами не появляясь в здании на Охотном Ряду, не только продолжают числиться депутатами, но и получают положенные им 450 тысяч рублей в месяц из бюджета.
Коммунист Ширшов, обвиняемый в покушении на мошенничество в особо крупном размере, был арестован в зале Мосгорсуда 26 мая 2014 года. По версии следствия, летом 2011 года депутат вместе с помощниками народных избранников пытался продать жителю Московской области место в федеральном списке «Единой России», которое гарантировало ему последующее избрание депутатом Госдумы. За эту услугу у бизнесмена попросили 7,5 миллионов евро. В результате Ширшов был приговорен к пяти годам колонии общего режима и штрафу 700 тысяч рублей.
Депутат своей вины не признал, обжаловал приговор в Верховном суде и с тех пор ждет рассмотрения дела в СИЗО «Матросская тишина». Что, согласно закону о статусе депутата Госдумы, не мешает ему оставаться членом нижней палаты парламента, выступать с законотворческими инициативами, голосовать на пленарных заседаниях (карточка отдана по доверенности) и получать зарплату. Ведь лишить мандата его могут только после того, как приговор вступит в законную силу.
Пока суд да дело, Константин Ширшов времени зря не терял и выдал законопроект, написанный, очевидно, чтобы облегчить участь себе любимому. В документе идет речь о новом порядке исчисления сроков наказания для тех, кто в СИЗО ждет вступления приговора в силу. Депутат предложил следующую схему: «Засчитывать один день пребывания в СИЗО за один день отбытия наказания в тюрьме или исправительной колонии особого и строгого режима, а также за один день нахождения в строгих условиях в колонии общего режима, колонии-поселении или воспитательной колонии для несовершеннолетних. Если же осужденный будет отбывать срок в обычных условиях в колонии общего режима или воспитательной колонии, день в СИЗО будет засчитан за два дня. Для лиц, отбывающих срок в обычных условиях в колонии-поселении, день в СИЗО засчитают за три дня».
Ширшов уверен, что условия содержания в СИЗО жестче, чем в других исправительных учреждениях, а зачет день за день нарушает права человека. Кроме того, видимо, окончательно оторвавшись от линии партии в тюремных застенках, парламентарий апеллирует к Европейскому суду по правам человека, который не раз признавал российские СИЗО пыточными.
Ситуация для российского парламентаризма беспрецедентная. Мнения экспертов по поводу истории с депутатом от КПРФ разошлись. «Пока он не осужден, он не может быть поражен в своих правах. Я ничего страшного в этом не вижу. У него есть право писать законопроекты», — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«Пример Ширшова — это какой-то правовой казус, который, конечно же, нужно решить. Слава Богу, существует порядок отзыва депутатов, им нужно просто воспользоваться. Хотя есть правовые нюансы, которые, я полагаю, гражданин Ширшов использует, чтобы сохранить свой мандат, — поясняет директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Не думаю, что его законопроект будет принят к рассмотрению. Тем не менее мы столкнулись с казусом. Но думаю, что делать его общепринятой практикой депутаты едва ли намерены. Это было бы слишком дорогим подарком избирателям, если бы некоторые депутаты посетили места не столь отдаленные. Думаю, что оживление в политическом поле наступило бы необычайное».
Есть еще два депутата, которые получают не самую маленькую зарплату, уже более полугода не заглядывая в Госдуму. Больше того, парламентарии все это время живут за рубежом. Речь об эсере Алексее Митрофанове и Илье Пономареве, тоже бывшем члене «Справедливой России», вышедшем в 2013 году из партии, но оставшемся во фракции «справедливороссов» в Госдуме.
Митрофанов, как и Ширшов, подозревается в покушении на мошенничество. По версии следствия, депутат входил в группу, пытавшуюся весной 2012 года похитить 200 тысяч долларов у бизнесмена Вячеслава Жарова. 10 июня 2014 года Госдума по представлению Генпрокуратуры лишила неприкосновенности Алексея Митрофанова и дала согласие на привлечение его в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве в особо крупных размерах. Через несколько дней депутат неожиданно занедужил и уехал на лечение за границу. Откуда не вернулся до сих пор.
Точно так же, с лета прошлого года, из-за границы, а именно из США, не возвращается и депутат Илья Пономарев. На родине народного избранника ждут судебные приставы. В августе ФССП ограничила передвижение парламентария. По данным федеральной службы на июнь, Пономарев должен выплатить государству 2,7 миллиона рублей, в том числе по решению суда о взыскании средств в пользу фонда «Сколково» за неисполнение условий по чтению десяти лекций. Несколько дней назад в эфире «Русской службы новостей» Пономарев заявил, что планирует вернуться в Россию к маю. Нехитрая математика: депутата нет с начала осенней сессии Госдумы, и до мая он не вернется, при этом, отсутствуя на рабочем месте, за это время парламентарий заработает… 3 миллиона 600 тысяч рублей. Такая же история и с Митрофановым: солдат спит, служба идет.
В октябре прошлого года на Охотном Ряду наблюдались некоторые потуги насчет того, чтобы лишить депутатов зарплаты за прогулы, но похоже, что воз и ныне там.
«Что касается Пономарева и Митрофанова, можно пойти по пути изменений в регламенте, но их легитимность определена избирателями. Избиратели их выбрали. Я очень осторожно отношусь к тем случаям, когда легитимность предоставляется одним путем, а отбирается совершенно другим. Как, к примеру, сейчас произошло на Украине, когда Верховная Рада проголосовала за лишение Януковича звания президента. На мой взгляд, это совершенно незаконно, потому что у парламента нет таких полномочий. Если подобные решения принимаются, они должны быть очень выверенными с правовой точки зрения», — отметил Евгений Минченко.
По словам политолога, мы не можем точно утверждать, что, находясь за границей, Митрофанов с Пономаревым не делают «что-нибудь полезное для Госдумы», раз уж Ширшов умудряется в СИЗО писать законы.
Хотя если человека нет на рабочем месте столько времени, считает собеседник, логично было бы посмотреть какие-то варианты, но нужно внимательно к этому подойти. Кроме того, Минченко призывает не акцентировать много внимания на зарплатах народных избранников.
«Давайте не хвататься за депутатскую зарплату, потому что это не самая большая статья экономии. Я бы лучше посмотрел на расходы госкорпораций», — посоветовал он.
Алексей Мухин на вопрос «Ленты.ру» о том, не превращается ли Госдума в театр абсурда, ответил так: «Обычный парламент. Хорошо хоть не дерутся еще. Но если серьезно, что-то делать с этим должны».
Эксперт напомнил, что в свое время дисциплина среди депутатов была очень расшатана, и когда Сергей Нарышкин стал спикером Госдумы, он серьезно закрутил гайки.
«Видимо, гайки со временем ослабли, и настал тот час, когда нужно подкрутить их еще раз. Стимулировать и дисциплинировать депутатов лучше всего деньгами. Сейчас мы имеем дело с определенным саботажем со стороны членов парламента. Когда дело касается их личного кошелька, они занимают принципиальную позицию. Поэтому они противодействуют принятию мер. А меры надо принимать, потому что действительно депутаты расслабились. Приближается электоральный цикл 2016 года, и они больше занимаются предвыборными делами, нежели текущими парламентскими вопросами. Это недопустимо. Депутатов надо вернуть к реальности и призвать к порядку», — резюмировал директор Центра политической информации.