Как стали миллионершами дочери московского градоначальника
Собственность младшенькой
Сообщение Алексея Навального о московской квартире на Родчельской улице, которая на правах собственности принадлежит младшей дочери Сергея Собянина 16-летней Ольге, похоже, не стало откровением для высшего состава чиновников. По крайне мере, никто из них даже не выразил удивления по поводу того, что дорогущая элитная квартира в центре Москвы чудесным образом из служебной превратилась в частную собственность.
308-метровая квартира ценой 173 млн рублей (5,24 млн долларов по нынешнему курсу) в элитном доме в двух шагах от Белого дома была выделена Собянину Управлением делами президента в 2006 году. Это понятно – у нового главы администрации президента, прибывшего из Тюмени, не было жилья в Москве, вот и дали ему служебную квартиру. Непонятно другое – как она была приватизирована, ведь по федеральным законам служебные квартиры приватизации не подлежат. Тем не менее, и.о.пресс-секретаря Собянина Гульнара Пенькова без излишних подробностей заявила: «Квартира была приватизирована в установленном порядке, официально задекларирована».
Да и сам врио градоначальника так и не ответил на вопросы журналистов, как же все-таки квартира была приватизирована: «Все задекларировано столько лет уже, никто ничего не скрывает. Семь лет находится в декларации, поэтому все остальное — спекуляции».
Такой ответ не удовлетворил не только одного Навального, который отправил по этому поводу запросы в различные ведомства, в том числе и прокуратуру. Приватизацией служебной квартиры заинтересовался и Олег Шеин, бывший депутат Госдумы, а ныне – депутат думы Астраханской области. Он направил в прокуратуру Москвы письмо с просьбой проверить законность приватизации квартиры. В своем письме Шеин указал на то, что ни Собянин, ни его дочь не имели права приватизировать служебную квартиру, так как федеральный закон номер 84-ФЗ запрещает приватизацию служебного жилья. Депутат предположил, что Собянин мог получить квартиру по договору социального найма. При этом Шеин отметил, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ правом на получения такого жилья обладают только граждане, относящиеся к следующим категориям: дети-сироты, погорельцы и жертвы стихийных бедствий, утратившие свое единственное жилье, а также люди, больные эпилепсией, лепрой, туберкулезом и другими опасными для окружающих заболеваниями. Среди Собяниных таких вроде бы не замечено.
Ни Навальному, ни Шеину прокуроры пока не ответили. Да и вряд ли ответ будет сильно отличаться от слов пресс-секретаря Собянина, – дескать, все законно.
Бизнес старшенькой
Другое расследование Навального «семейных тайн» Собянина касалось его старшей дочери – 26-летней Анны.
Он выяснил, что Анна живет в Санкт-Петербурге и является собственницей квартиры в центре Северной столицы. Согласно записи в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Анна Сергеевна Собянина в октябре 2011 года приобрела квартиру площадью 204,9 квадратных метров в доме №14 по Малой Конюшенной улице.
«Сейчас квартира в этом доме площадью 152 кв.м. продается за 86,2 млн. рублей, то есть квартира юной Анны Сергеевны стоит сейчас примерно 116,6 млн», – пишет Навальный.
116 млн рублей – это около 3,52 млн долларов.
А три года назад, согласно исследованиям оппозиционера, Анна стала соучредителем компании «Форус-групп», которая занимается строительными работами, дизайнерским оформлением интерьеров, производством мебели и некоторыми другими работами.
Вроде бы, что тут особенно, таких фирм и фирмочек – тысячи по стране. Однако далеко не каждая из них может похвастать такими заказами, которые доставались «Форусу». Как выяснил Навальный из открытых источников, фирма Собяниной оказалась крупным поставщиком мебели в государственные учреждения Москвы, Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийска. А обязательный в таких случаях тендер «Форус» выиграла только однажды.
Компания оформляла зал переговоров президента России в Петербурге, здание административных органов и блок станции правительственной международной связи в Ханты-Мансийске и ряд других государственных объектов, среди которых и Дом приемов Министерства обороны, и переговорная в здании администрации того же министерства.
«В связи со всем вышеизложенным у меня есть простые, корректные и резонные вопросы к госслужащему Собянину:
1. Сергей Семенович, каким образом и на какие доходы ваша дочь в 25 лет купила квартиру, превосходящую по стоимости Ваш доход за десять лет в три раза?
2. Связано ли то, что бизнес Вашей дочери заключается в поставках элитной мебели для государственных нужд, с тем, что Вы могли оказывать непосредственное влияние на заключение этих контрактов, находясь на госслужбе в Москве и Тюменской области.
Так как на предыдущие вопросы госслужащий Собянин по-прежнему не отвечает, мы отправили запросы в прокуратуру и СК с просьбой проверить действия семьи Собяниных на предмет коррупции и, отдельно, проверить поставки в Минобороны на предмет связи с ОАО «Рособоронсервис», – написал Навальный в заключительной части своего расследования.
«Дочь Собянина, Анна, замужем, живет в Санкт-Петербурге. Сергей Собянин никакого отношения к совместной квартире супругов не имел и не имеет», —стандартно прокомментировала эту информацию и. о.пресс-секретаря врио мэра столицы Гульнара Пенькова. А про бизнес Анны Сергеевны вообще ни слова.
Муж Анны Собяниной – Александр Ершов поведал «Эху Москвы» о том, что элитную квартиру в Питере приобрел на скопленные и заработанные деньги. «На протяжении десяти лет я активно занимаюсь бизнесом. Плюс к этому уже имел личные накопления. Появилась возможность приобрести данную квартиру. От дальнейших комментариев отказываюсь, так как не хотелось бы никого посвящать в свою личную жизнь!»
Прямо-таки напрашивается еще одна фраза: без своего адвоката я больше не скажу ни слова!
Кстати, после того, как в СМИ распространилась эта информация, с сайта ООО «Форус-групп» исчезли сведения о работах компании на государственных объектах, например, здание административных органов и инженерно-бытовой комплекс в Ханты-Мансийске. А вместо этого появилось заявление за подписью гендиректора Виталия Ионина, в котором, в частности, практически продублированы слова мужа Анны Собяниной: «Недвижимость, собственность и доходы наших учредителей относятся к их частной жизни».
С этим, собственно, никто и не спорит. Вопрос в другом – благодаря чему или кому появилась эта недвижимость и собственность у ваших учредителей?
Андрей Яковлев