Кремль назвал всех мировых лидеров, которые посетят Москву 9 мая.
“Много званых, да мало избранных”. Эта библейская цитата как нельзя лучше описывает сборы лидеров мировых держав на памятные торжества по случаю 70-летия Победы. Звали в Москву 68 человек, сочли для себя возможным приехать – 25 избранных. Ну что ж, это в первую очередь наш праздник. А остальные на нем просто гости. “Приглашение – это не повестка в военкомат. Если кто-то не может его принять, мы относимся с пониманием”, – сформулировал общую позицию российских властей министр иностранных дел Сергей Лавров.
Владимир Путин несколько недель назад был более категоричен: «Кто-то сам не хочет (приехать в Москву на 9 мая), допускаю, а кому-то не разрешают из вашингтонского обкома. Говорят “нельзя”. Они все сразу — раз, и “не поедем”. “Хотя многие хотят», – добавил президент.
Вашингтонское “нельзя” главным образом было адресовано европейским лидерам, симпатизирующим России. И надо сказать, оказалось весьма действенным. От Евросоюза на празднование 70-летия Победы в итоге прибудут только главы Кипра, Чехии и Словакии. Венгрия (которую Путин посещал в феврале) и Греция (ее премьера в Кремле привечали в апреле) до последнего момента посылали противоречивые сигналы. В частности, представитель России при ЕС Владимир Чижов буквально на днях уверял, что Андор и Ципрас подтвердили свое присутствие в Москве. Однако в итоговом списке, который 6 мая огласил помощник Путина Юрий Ушаков, их не оказалось.
Практически все европейские лидеры мотивировали свой отказ от поездки в Москву нежеланием присутствовать на параде вооруженных сил, участвовавших в аннексии Крыма и, как уверены на Западе, военном конфликте на юго-востоке Украины. Страны, с которыми у России, сохранились более-менее приличные отношения (это Франция, Италия и Монако), решили послать в Москву министров иностранных дел. Остальные государства будут представлены послами. Нетривиальный ход решила сделать Великобритания: на памятные мероприятия отправится внук Черчилля и по совместительству член парламента от консервативной партии, рассказал Юрий Ушаков.
Впрочем, все представители Евросоюза, за исключением разве что главы Кипра Анастасиадиса, собираются проигнорировать военный парад. Чешский президент Милош Земан после долгих метаний решил ограничится возложением венков к могиле Неизвестного солдата и участием в приеме для зарубежных делегаций в Кремле. Оба эти мероприятия, по словам Земана, посвящены поминовению павших, тогда как парад, салют и концерт устраиваются для живых. А значит, не обязательны для посещения. Лучше это время потратить на переговоры со словацким коллегой Робертом Фицо, оказавшемся в столь же щекотливой ситуации. Объяснение, конечно, не из лучших. Но, в отличие от Путина, Земан не может публично сослаться на “вашингтонский обком”…
Из лидеров ведущих европейских держав в Москву приедет только Ангела Меркель, но по поводу целей и смысла визита, запланированного на 10 мая, заблуждаться не стоит. Канцлер Германии едет не восстанавливать отношения с Россией. И не брататься с Владимиром Путиным, с которым больше года избегает даже протокольных съемок. Как лидер в прошлом страны-агрессора Меркель чувствует необходимость лично принести извинения за жизни миллионов советских людей, погибших от рук фашистов, и приезжает в Москву прежде всего с миссией покаяния. По словам Ушакова, визит начнется с возложения венков к могиле неизвестного солдата, после чего состоятся переговоры в разных форматах, ведущей темой которых станет, как подчеркивают в Кремле, “внутриукраинский конфликт”. В конце дня Путин и Меркель обещают выйти к прессе. Последний раз такое случалось в 2013 году.
Из тех, кто должен был приехать в Москву 9 мая, но по каким-то причинам не смог, наиболее заметно отсутствие турецкого премьера Реджепа Эрдогана и северо-корейского лидера Ким Чен Ына. Бог с ним, с юным повелителем страны чучхе. Его душа – потемки даже для работающих в этой стране дипломатов, а отсутствие Ким Чен Ына на трибуне – в каком-то смысле даже на руку Кремлю. (Как минимум не придется думать, кого поставить рядом). Но отказ Реджепа Эрдогана иначе, как демаршем не назовешь. Ведь только его, за исключением разве что китайского премьера Си, Путин называет “дорогим другом” и, не стесняясь телекамер, сжимает в объятиях.
Российского и турецкого президентов объединяют мощная харизма, схожая политика по отношению к внутренней оппозиции, нелюбовь к США и – самое важное – крупный экономический проект с явным политическим подтекстом, получивший название “Турецкий поток”. И тем не менее Эрдоган отказался приехать в Москву! В Кремле щекотливую ситуацию не комментируют. Но причины охлаждения, очевидно, кроются в недавнем визите Владимира Путина в Армению на памятные мероприятия по случаю 100-летия геноцида армян. Стоя у мемориала «Цицернакаберд», российский президент описал события 1915 года как «массовые репрессии», «страшную трагедию» и «насилие над армянским народом», что вызвало бурную реакцию Анкары, вылившуюся в отказ Эрдогана приехать в Москву.
Это, кстати, в очередной раз доказывает, что в большой политике нет друзей и врагов, есть только интересы. Именно с этой позиции нужно изучать список стран, лидеры которых все-таки решили посетить Россию в очень важные для нее дни. Вот он: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Южная Осетия, Абзазия, Китай, ЮАР, Индия, Босния и Герцеговина, Монголия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Куба, Македония, Палестина, Сербия, Словакия, Чехия, Зимбабве, ФРГ. Также в Москву прибудет генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова.
По информации: www.mk.ru