Министерство образования закончило отбор новых учебников по истории России
Российскую историю в школах с 1 сентября можно изучать по учебникам, написанным по новому историко-культурному стандарту. Минобрнауки одобрило три линейки учебников — с шестого по десятый класс. Из перечня существующих исключены 37 учебников, но в ведомстве считают, что по ним можно обучать “до фактического их износа”. В ближайшие месяцы Российское историческое общество (РИО) вынесет на общественное обсуждение проект стандарта для обучения всеобщей (зарубежной) истории.
Министерство образования и науки завершило работу, которая началась в феврале 2013 года, после того как президент потребовал написать новый учебник отечественной истории, который освободил бы от двойной трактовки тех или иных фактов из прошлого. Историки, педагоги и некоторые политики тогда всерьез опасались, что требование президента обернется “единым учебником с единой трактовкой”. За прошедшие годы РИО разработало новый историко-культурный стандарт, который после общественного обсуждения одобрил президент, после чего издательства поручили своим авторам привести учебники в соответствие новому стандарту. 15 мая научно-методический совет министерства подвел итоги историко-культурной экспертизы учебников.
Совет рекомендует российским школам учить детей истории России по любой из линеек учебников трех издательств — “Просвещение”, “Дрофа” и “Русское слово”. Хотя всего на экспертизу поступило восемь линеек, как сообщил членам совета сопредседатель РИО Александр Чубарьян, “три — от издательства “Просвещение”, две — от “Дрофы”, по одной — от издательств “Русское слово”, “Вентана-граф” и “Владос””. Причем от “Русского слова” экспертизу прошли лишь учебники с шестого по девятый класс. К учебнику для десятого класса “слишком много было замечаний — 200 на 160 страниц учебника”, пояснил “Ъ” ответственный секретарь РИО Андрей Петров. Замечания к линейкам, не прошедшим экспертизы, “самые разные: от неправильно названных исторических дат до некорректно изложенных заключений”.
Тройная экспертиза “несколько осложнила работу”, заявил “Ъ” один из авторов учебников издательства “Дрофа” Игорь Андреев. Потому что рекомендации экспертов-педагогов бывали “прямо противоположными” рекомендациям ученых или методистов. Но особых проблем с обновлением содержания у авторских коллективов не возникло. “Я бы не сказал, что мне пришлось менять свои взгляды,— заявил “Ъ” еще один автор издательства “Дрофа” Олег Волобуев.— Потому что я всегда смотрел на историю как на противоречивый процесс, где черное и белое взаимопроникаемы”.
Итоги научно-методического совета Минобрнауки не означают, что учить истории отныне будут только по этим трем утвержденным учебникам. Все издательства, учебники которых в этом году были “забракованы”, должны учесть замечания экспертов, чтобы представить свои учебники в Минобрнауки через год. На новые учебники школы будут переходить ближайшие два-три года. В пятницу министерский совет исключил из федерального перечня 37 учебников по истории России как не соответствующих новому стандарту. Но все они “могут использоваться до фактического их износа”, пояснила замминистра образования Наталья Третьяк.
В РИО между тем разрабатывается проект стандарта по обучению школьников зарубежной истории. В ближайшие месяцы проект будет вынесен на общественное обсуждение.