Владимир Путин на путях когнитивной войны
В прошлую пятницу я поучаствовал в программе «Военно-политический анализ» на радио «Спутник». Там речь шла о возможностях российского ВПК перейти к полному импортозамещению через два-три года. Такой прогноз дал Дмитрий Рогозин, а я вместе с коллегами по экспертному сообществу, его комментировал.
Я так вот прямо и сказал, что слова Рогозина – это просто агитация. В лучшем случае пропаганда. По- современному выражаясь – пиар. В духе советского лозунга «догнать и перегнать». Толку от таких информационных выстрелов довольно мало.
А вот то, что предпринимает Владимир Путин, как я уже говорил – это гораздо серьезней. Это когнитивная война, а скорее даже – магия. Воздействие на подсознание целевой аудитории. В своей статье «Психоанализ огня» я высоко оценил эту стратегию, призванную повысить управляемость громоздкого и неповоротливого государственного механизма России с помощью технологий косвенного устрашения потенциальных разгильдяев, коррупционеров и саботажников. И – ментальным рикошетом – широких масс населения, которые, затаив дыхание, внимают грозным мантрам любимого вождя, искореняющего всякое неповиновение, сознательное и бессознательное.
И предсказал:
«Остается посмотреть, что будет дальше. Если Кремль через некоторое время отменит «поджигательский» указ, то это будет очень серьезное когнитивное поражение Кремля. Если не отменит, а чиновники и коммерсанты научатся сжигать обертку от пармезана и хамона, а запретные яства поедать или продавать с черного крыльца, это будет тоже когнитивным поражением, но понятным только узкому кругу экспертов.
А если репрессии Великого Царя, то бишь любимого вождя, против коррупционной стихии возымеют действие, то это будет означать, что Кремль наконец-то нашел способ остановить катастрофическое падение управляемости огромной страны, грозящее всем ее гражданам напастями гораздо более неприятными, чем вздорожание провианта».
Не берусь заглядывать в отдаленное будущее, но на коротком участке когнитивная магия Путина одержала сокрушительную победу. Вот уже ассоциация текстильщиков предлагает сжигать несанкционную одежду, а таможня предлагает ввести уголовное наказание за провоз несанкционной еды. Учитывая масштабы и ареал теневой сферы в российской действительности, это означает, что унтер-офицерские вдовы сами предлагают их высечь. Но это и есть высшая степень устрашения верноподданных, к коей должно стремиться каждому авторитарному правителю. То, что Владимир Путин- правитель авторитарный, следует даже из российской конституции.
Могут возразить, что мол идеальный правитель должен стремиться не к устрашению, а к любви своих верноподданных.
Вот только не надо этой демагогии. И демократии заодно. Тут вам не Америка. В России – сегодня любят, а завтра погубят.
Петра Первого жутко боялись, а все равно назвали Великим. А Александра Второго – Освободителя, отменившего крепостное право, взорвали бомбой.
Мастерами когнитивной магии были Ленин и Сталин. Иногда прибегал к ней легкомысленный Хрущев. Жертвой когнитивной магии противника стал малограмотный Горбачев. Борис Ельцин был великим когнитивщиком – интуитивистом.
Когнитивная магия Путина сегодня направлена на катализ и структурирование внутренней алхимии( см. учение Лао Цзы) простого и непростого российского человека, на Великое Делание(см. работы Христиана Розенкрейца) из него законопослушного и исполнительного винтика государственной Мегамашины (см. труды Льюиса Маммфорда).
Первые блины устрашительной когнитивной магии оказались очень даже не комом. Ближние и дальние бояре с радостными воплями приветствуют государево начинание по истреблению «противузаконной» еды и одежи. Конечно, нелишне бы добавить и элементы ритуальной магии – например, торжественно сжигать на городских площадях чучело хамона и пармезана. Тем более это вполне в контексте современных психоинформационных войн. Только ранее сжигали вражеские флаги, а теперь пришла очередь вражеской еды и штанов.
Если добавить к борьбе с запрещенными артефактами борьбу за построение жизнеспособной отечественной экономики, то результат был бы предсказуемо великолепным. Россия возродилась бы в качестве великой индустриальной державы. Но таких мероприятий я пока что, извините за откровенность, в упор не вижу. Однако, это не означает, что их не будет.
Должны быть. А иначе война с едой и одеждой закончится масштабным аутодафе для всей российской государственности.
Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Фото: vm.ru
По информации: vvprohvatilov.livejournal.com