За свое сходство со знаменитой крепостью эту древнюю обитель называют Малыми Соловками
Тихим вечером мы свернули с трассы Москва — Архангельск и, проехав несколько километров по лесной дороге, вдруг услышали колокольный звон. А спустя еще какое-то время увидели белые купола Троицкого собора, возвышающиеся над Свято-Троицким Антониево-Сийским мужским монастырем, который расположился на узком мысу небольшого полуострова в Михайловском озере.
Когда-то на преподобного Феодосия, впервые подъезжавшего к Антониево-Сийскому монастырю, необыкновенно сильное впечатление произвел именно вид Троицкого собора, белеющего каменными стенами, словно снег.
Честно скажу, меня при виде сияющих храмов тоже обуяла тихая радость. А еще — гордость, что именно в это намоленное многими поколениями иноков место мы, группа ветеранов ВМФ, привезли в дар из Киево-Печерской лавры икону «Собор преподобных старцев Печерских».
У главного фасада монастыря нас встретили монахи, послушники и трудники во главе с настоятелем Варлаамом (Дульским). Игумен, приняв икону, поцеловал святыню, то же проделали и остальные встречающие. Затем настоятель монастыря объявил: вы привезли нам святыню, и мы хотим ваш подарок установить у мощей Антония Сийского и вместе помолиться.
Следуя за настоятелем и монахами, мы любовались окружающей нас красотой. Надвратная церковь Сергия Радонежского с примыкающими к ней с запада двухэтажными кельями, настоятельский корпус, храм-колокольня, Троицкий собор словно расступаются друг перед другом, образуя ступенчатую линию разновеликих сооружений, отличающихся по типу и назначению, но образующих в целом живописный, по-древнерусски скомпонованный ансамбль. Глаз отдыхает на широкой глади Михайловского озера, белых постройках монастыря, уводящих мысли в далекие времена русского Средневековья.
Кстати, из-за сходства со знаменитой Соловецкой крепостью эту древнюю обитель называют также Малыми Соловками. По преданию, полуостров, на котором стоит монастырь, изначально был предназначен Богом для иноческого жития: здешние звероловы неоднократно слышали в этих местах звон колоколов и монашеское пение. Один из охотившихся крестьян и привел сюда в 1520 году преподобного Антония, Сийского чудотворца, и его учеников. Тогда с позволения великого московского князя Василия III и был основан Антониево-Сийский монастырь. Свое название он получил от имени его основателя — преподобного Антония и протекающей здесь реки Сии, притока Северной Двины.
Преподобный Антоний составил строгий устав иноческой жизни и сам ревностно нес монашеское послушание. Неустанными молитвами и трудами он снискал глубокое почитание учеников и многочисленных мирян. За духовные труды Господь наделил его даром прозорливости и чудотворения. Преставился Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому стилю — 20 декабря) 1556 года. Мощи святого доныне находятся под спудом в Троицком соборе монастыря.
В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причем из-за удаленности обители и смутных времен работы растянулись на четыре царствования, заняв в общей сложности 20 лет.
В XVI–XVII веках монастырь становится одним из крупнейших духовных и культурных центров Русского Севера, играя важную роль в истории России. Сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601–1605 годах боярин Федор Никитич Романов, род которого после угасания дома Рюриковичей был следующим в порядке престолонаследия. Боярин Романов был оклеветан и по приказу царя Бориса Годунова насильственно пострижен в монахи под именем Филарет. Несмотря на строжайший надзор, настоятель монастыря игумен Иона стремился облегчить положение узника. Позднее, в 1619 году, Филарет становится законно избранным Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители.
И потомки патриарха Филарета, цари из династии Романовых, не раз оказывали помощь Антониево-Сийскому монастырю при строительстве храмов, восстановлении обители после пожаров. Сохранилось множество грамот от царей Михаила Федоровича, а затем Алексея Михайловича, по которым во время строительства жаловались различные льготы, отменялись налоги и пошлины, а также предоставлялись земельные угодья. Монастырь, в свою очередь, не раз оказывал материальную помощь российским государям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
В древней «Кормовой книге», интереснейшем памятнике истории, запечатлены имена наиболее значительных вкладчиков обители. Так, царь Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, его сын — царь Федор I Иоаннович — пожертвовал 170-пудовый колокол и денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Царь Борис I прислал «вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца — кругом шиты слова золотом». Вносили пожертвования и родовитые бояре — Волконские, Милославские, Морозовы…
В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим, и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, из-за чего допетровские постройки избежали распространенных в то время подновлений, сохранив в целом первоначальный облик.
Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции монастырь был закрыт, а его территория и отдельные здания вплоть до 80-х годов прошлого века использовались для различных нужд. И только в 1992 году монастырь был передан Русской православной церкви.
С тех пор началось восстановление обители, в которой сформировано, выпестовано ядро братии, в значительной степени выстроена укладность монашеской жизни. Идет возврат к древним традициям. Братия, молодая по возрасту, духовно возрастает, обретая крепость веры, опыт молитвенного предстояния Богу и борьбы со страстями.
… Вслед за игуменом Варлаамом под колокольный звон и молитвы монахов входим в главный храм обители, который только восстанавливается, отчего он кажется темным и холодным. Настоятель монастыря медленно устанавливает икону «Собор преподобных старцев Печерских» на гробницу. И в этот момент, как по команде, в храме становится светло, будто кто-то включил яркий свет. На улице же поздний вечер, пасмурно, и именно в этот момент заходящее солнце пробилось сквозь тяжелые дождевые тучи, проникнув в храм под таким углом, что осветило все… Как здесь не поверить в чудо?
А после молитвы нас пригласили на ужин. Приготовленная из собственных монастырских продуктов трапеза была очень вкусной.
Монастырь действительно возрождается. Сегодня у него опять есть свои сенокосы, пашни, животноводческая ферма (сийские творог и сметана славятся даже за пределами Архангельской области), конюшня, теплица, пекарни, механическая и столярная мастерские. С осени 1995 года работает иконописная мастерская, получающая заказы из храмов не только Архангельской, но и других епархий.
За последние годы в обители собрана немалая библиотека. В ее основу легли современные издания богослужебных книг, житийная, историческая и богословская литература. Поступают и дореволюционные печатные издания, среди которых — несколько книг, ранее принадлежавших монахам Антониево-Сийского монастыря. В сентябре 2004 года монастырю передан драгоценный дар — «Учительное Евангелие». Это рукописная книга XVI века. С марта 2000 года братия издает ежемесячную газету «Духовный Сеятель»…
Покидая монастырь, мы стали свидетелями еще одной недавно появившейся традиции: по окончании вечернего богослужения братия и богомольцы, 150 раз читая мысленно «Богородице Дево, радуйся», обошли от этого крестным ходом монастырские храмы с преднесением фонаря и иконы Божией Матери, которую нес старший священник.
Глядя на этот крестный ход, на сооружения монастыря, на красоту окрестностей, в очередной раз понимаешь, какое же это древнее и намоленное святое место!
И теплеет душа.
Валерий ГРОМАК
спецкор «НВ»
Архангельская область
Этим очерком «Новый вторник» открывает цикл публикаций о святынях Руси, как «спрятавшихся» в дальних уголках Отечества, так и оказавшихся в результате развала Союза за границей. В ближайших номерах мы расскажем о старинных храмах русского Севера в городах Каргополь и Кемь, о Соловецком Спасо- Преображенском мужском монастыре. А о каких русских святынях хотели бы прочитать вы, уважаемые читатели? Назовите их, и мы отправим по указанным адресам наших корреспондентов. При этом мы очень надеемся, что наше благое дело поддержит Русская православная церковь, которая и сама немало сделала и делает, чтобы вернуть людям эти святыни.