Очистят от приписок

Госдума собралась почистить систему медицинского страхования

МФЦ предоставления госуслуг района Измайлово

Приписки в медицинских учреждениях стали следствием современной системы ОМС (обязательного медицинского страхования), где страховщики выступают в роли скорее карателей врачей, нежели защитников пациентов. С этим пора что-то делать, говорят эксперты. Звучат даже радикальные предложения: отказаться от системы страховой медицины и вернуться к бюджетному финансированию, как в советские времена. Различные соображения на тему, как повернуть медицину лицом к пациенту, прозвучали 10 декабря на слушаниях в Госдуме.

— За 20 лет существования института ОМС в России накопилось множество проблем, связанных и с доступностью медпомощи, и с реализацией прав пациентов, и со страховыми организациями, — заявил «МК» замглавы Комитета по охране здоровья ГД Сергей Дорофеев.

Однако пока от генеральной линии, обозначенной Путиным еще в прошлогоднем Послании, никто отходить не собирается. Напомним, что президент потребовал в ближайшее время завершить перевод российской системы здравоохранения на страховые принципы. И перемены грядут.

Прежде всего рынок страховых медицинских организаций (СМО) освободят от мелких компаний, оставив лишь крупных игроков. Согласно поправкам в закон об ОМС, которые вот-вот рассмотрит Госдума, уставный капитал компаний, имеющих право участвовать в системе ОМС, повысят вдвое — с 60 млн до 120 млн рублей. «Такое укрупнение повысит надежность работы ОМС — в системе останутся только крупные компании, которым можно доверять», — заявила Наталья Стадченко, председатель Фонда ОМС. Власти уже придумали надежное обоснование такой «чистки» рынка — оказывается, летальных исходов больше (иногда вдвое!) в тех медучреждениях, которые обслуживают маленькие СМО. Последние, как говорит Стадченко, «недолжным образом выполняют свои функции». За что (еще одно законодательное нововведение) скоро с такими будут принудительно расторгать договоры медучреждения. «СМО должны быть неотъемлемым участником борьбы за продолжительность жизни, ее качество и уменьшение летальности», — пафосно заявила г-жа Стадченко.

Впрочем, у экспертов накопилась масса претензий ко всем СМО — и к большим, и к маленьким. «Они не выполняют свою главную задачу — защиту пациентов, — говорит первый зампредседателя Комитета по охране здоровья Госдумы Николай Герасименко. — Проверки качества лечения проводятся формально — больных фактически не смотрят. В СМО часто работают люди даже без медобразования». «Основная проблема в том, что коммерческие страховые компании вообще стали участниками социальной программы, к которым относится ОМС. Ведь главная задача частной компании — извлечение прибыли. И сегодня это бизнес на костях. Нынешние СМО занимаются лишь тем, что штрафуют врачей: за приписки, за плохой почерк, за то, что плохо лечат», — говорит один из разработчиков системы страховой медицины вРоссии, первый замдиректора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Юлия Михайлова.

Однако эксперты уверены: приписки появились не от хорошей жизни. Денег на выполнение стандартов и вообще оказание качественной медпомощи просто не выделяется. «Тарифы ОМС не покрывают реальные затраты медучреждений, — говорит Герасименко. — Больше всего приписок в стационарах. Порой в них лежат 25 больных, а истории — по 60. Иногда человек попадает в больницу в результате аварии и узнает, что по документам он там уже лежит».

Получается, что сегодня российская система медицинского страхования держится на принципе кнута по отношению врачам. Про пряники и речи не идет. А ведь еще в 1987 году эксперты Всемирной организации здравоохранения заявили, что административные меры наказания в страховой медицине успеха не принесут. Его принесут ресурсное обеспечение и экономическое стимулирование медиков. Тем временем в ближайшие годы денег на здравоохранение в России будет все меньше. Наполнение Фонда ОМС напрямую зависит от количества работающих граждан, а рынок труда сегодня обваливается на глазах. «У нас нет оптимизма в вопросах увеличения сборов на ОМС — если не будет расти экономика и доходы населения, денег будет все меньше», — признается Николай Герасименко.

— Мы должны параллельно развивать программы, которые уменьшали бы потребность в медпомощи, — считает Дорофеев. — Например, мотивировать людей сохранять здоровье — в том числе и финансовыми методами. А вот инициативу ограничить количество вызовов «скорой» и посещений врача, прозвучавшую недавно, мы категорически отвергаем.

В общем, как ни крути, а скоро спасение пациентов станет делом рук самих пациентов.

Екатерина Пичугина

Фото: smartnews.ru
По информации: МК

Ранее

Чиновник — главный враг предпринимателя?

Далее

Фальшивые лекарства распознают мобильником

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru