Британские игры АСВ

В давлении на Сергея Пугачева обнаружился казахский след.

Pugachev_HighCourt-640x453

Сегодня в Высоком суде Лондона проходят слушания, посвященные «неуважению к суду», которое якобы проявил Сергей Пугачев – в прошлом член российского Совета Федерации, с 2009 года  гражданин Франции.

По мнению юристов компании Hogan Lovells, представляющих в Британии интересы российского Агентства по страхованию вкладов, «неуважение» выразилось в том, что Пугачев покинул страну и вернулся домой во Францию вопреки запрету Высокого суда Лондона.

Этот запрет был составляющей изданного судом летом 2014 года приказа о замораживании активов Пугачева. Речь идет не о судебном иске о взыскании средств, а лишь об обеспечительных мерах, наложенных английским судом в обеспечение иска АСВ, поданного и рассматриваемого исключительно в России. Изначально предполагалось, что после раскрытия Пугачевым информации о его активах запрет на выезд будет аннулирован в трехдневный срок. Однако адвокаты АСВ сознательно затягивали процесс, требуя все новых и новых пояснений в письменном виде (так называемых аффидевитов). Таких многостраничных документов было подготовлено примерно 80.

Параллельно на Пугачева оказывалось мощное морально-психологическое давление. Он не раз получал угрозы по телефону, российское телевидение демонстрировалосюжеты, в которых экс-сенатору предрекалась судьба Бориса Березовского, обстоятельства смерти которого до сих пор не прояснены. Кульминацией стало то, что в Великобритании охрана экс-сенатора обнаружила слежку за ним и обратилась в полицию. Антитеррористическое подразделение Скотленд-Ярда SO15 обнаружило в автомобилях Сергея Пугачева и его семьи предположительно взрывные устройства, каждое из которых весило не менее килограмма. Расследование пока не завершено, однако Hogan Lovells призналась, что наняла частных детективов для слежки за экс-сенатором, и это именно они установили «предположительно взрывные устройства» на машинах семьи Пугачева.

Устройства, найденные в автомобиле Пугачева его охраной.
Устройства, найденные в автомобиле Пугачева его охраной.

Примечательно, что во время нынешних слушаний российский «Первый канал» показал сюжет, в котором «Павел, сотрудник детективной службы АСВ» проводит журналистов по местам Лондона, где останавливался Пугачев. В структуре АСВ, опубликованной на сайте агентства, подобной службы не значится, а в «Павле» легко узнается Павел Просянкин, управляющий директор казахского «БТА банка», который в сотрудничестве со спецслужбами Казахстана и России преследует Мухтара Аблязова, одного из ключевых деятелей среди казахстанской оппозиции, выступающей против режима президента Назарбаева.

Об этом давлении Сергей Пугачев неоднократно информировал как Высокий суд Лондона, так и правоохранительные органы. Он также направлял в суд ходатайство о разрешении выехать во Францию на следственные действия по фактам вымогательства у Пугачева денег первым заместителем гендиректора АСВ Валерием Мирошниковым: он требовал у экс-сенатора 350 млн долларов, угрожая убийством. Пугачев платить отказался. Соответствующие доказательства, включая видео- и аудиозаписи находятся в правоохранительных органах. По делу также проходят сотрудники юридической компании «Яковлев и партнеры», оказывающей АСВ юридическую поддержку в российских судах. На декабрьских слушаниях в Лондоне представители АСВ подтвердили эту историю, озадачившись лишь вопросом – если вымогательство и угрозы имели место в 2011 году, почему Пугачев уехал только в 2015-м?

В зале Лондонского суда во время заседания.
В зале Лондонского суда во время заседания.

Фактически, его вынудили сделать это, чтобы затем обвинить в неуважении к суду. Как заявил сам Сергей Пугачев, после обнаружения прикрепленных к днищам автомобилей устройств, похожих на взрывные, решение об отъезде было молниеносным, касающимся жизни и смерти, а не написания очередного заявления. В начале декабря (спустя полгода после отъезда Пугачева) адвокаты АСВ обратились в Высокий суд Лондона с ходатайством, чтобы экс-сенатор лично присутствовал на очередном туре слушаний. Непосвященная в детали дела судья выдала соответствующее предписание (bench warrant) – технический документ, близким аналогом которого в России служит повестка в суд. АСВ немедленно выпустилоофициальный пресс-релиз, где этот документ был назван «ордером на немедленный арест».

Сергей Пугачев вполне мог проигнорировать лондонский суд: он гражданин Франции и не подпадает под британскую юрисдикцию. В Великобритании не существует никаких исков и претензий к Сергею Пугачеву. Однако он проявил уважение к Высокому суду и уполномочил юридическую фирму King & Spalding LLP представлять свои интересы. По правилам английского судопроизводства, правом голоса в суде обладают профессиональные адвокаты, представляющие интересы своих клиентов, а не сами клиенты. Поэтому вопрос личного присутствия клиента на судебном заседании является второстепенным. Но Пугачев пошел дальше и согласился участвовать в слушаниях в режиме видеоконференции. Судья согласилась на такой формат, отметив, что изначально сомневалась в том, нужно ли вообще выдавать предписание до того как будет принято решение по поводу видеосвязи. Адвокаты АСВ сказали, что документ был нужен «на всякий случай», но, как выяснилось, они его использовали для очередной психологической атаки на Пугачева через СМИ.

Перекрестный допрос продолжался несколько дней, в течение которых Пугачеву было задано множество вопросов, в основном не имеющих прямого отношения к теме слушаний. Даже судья неоднократно просила задавать вопросы по существу. Создавалось ощущение, что адвокаты из Hogan Lovells, отличающейся дороговизной повременной оплаты труда своих юристов, стараются максимально затянуть процесс. АСВ официально сообщило, что только в третьем квартале потратит на судебные издержки по «делу Межпромбанка» более 350 млн рублей.

В ходе слушаний адвокаты АСВ дотошно расспрашивали Пугачева об обстоятельствах его отъезда из Британии: были ли у него с собой телефоны, работал ли на них Wi-Fi и куда они делись в итоге. «Вы должны знать, как я уехал, лучше меня», — иронично заметил Пугачев, напоминая историю со слежкой.

Другие вопросы оппонентов были односложными выдержками из предыдущих показаний Пугачева и касались, например, мелких компаний, которые он контролировал или мог контролировать. Как уже говорилось, экс-сенатор уже представил британскому суду 80 письменных пояснений в рамках приказа суда о раскрытии его активов. Подготовкой таких документов занимается доверенная команда юристов Пугачева, поэтому лично он вряд ли досконально помнит содержание этих пространных документов и не раз просил дать ему возможность прочесть хотя бы параграф полностью, чтобы понять контекст вопроса. В некоторых случаях ему эта возможность была дана, и он смог аргументированно ответить, в других же – был вынужден отвечать так же односложно.

По мнению экспертов, наблюдавших за слушаниями, юристы АСВ, запрашивая больше и больше информации и задавая неконкретные наводящие вопросы, таким образом используют английскую систему правосудия для получения выгодных им ответов.

Эксперты связывают нынешнюю активизацию АСВ с тем, что в конце сентября Сергей Пугачев подал международную арбитражную жалобу на сумму примерно 12 млрд долл. против Российской Федерации, требуя компенсации за экспроприированные у него активы. Он также заявил о намерении через суд потребовать превентивного ареста активов России в разных государствах в обеспечение этого иска. Еще одной реакцией на это стало экстренное принятие Государственной думой закона «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», оговаривающего, что иммунитет другой страны на территории РФ может быть ограничен в случае, если на ее территории Россия не может пользоваться аналогичным иммунитетом в полной мере. Проще говоря, Россия сможет арестовывать имущество иностранных государств на своей территории в ответ на аналогичные действия в отношении ее активов. Этот закон уже получил неформальное название «закон Пугачева».

Несмотря на атаки АСВ, Пугачев добился существенных успехов в британской юрисдикции. Высокий суд Лондона признал, что «значительная часть его активов была фактически эффективно экспроприирована российским государством (включая или, по крайней мере, с помощью АСВ)», а также то, что суммы, уже «взысканные» с Пугачева вышеуказанными средствами, превысили (по истинной оценке) сумму, на которую ему предъявляются претензии со стороны России.

Михаил Семенов

По информации: интернет-газета “Новый взгляд”

Ранее

В США по ошибке выпустили из тюрьмы 3000 заключенных

Далее

№ 42 (979) от 22.12.2015

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru