На сегодняшний день в Российской Федерации имеется возможность сохранить средства в крупном банке. Однако сделать так, чтобы они не обесценились – невозможно
Отношение к главе Центрального Банка России Эльвире Набиуллиной – неоднозначное. Все зависит от того, кто высказывается по делу. В негосударственном банковском секторе не хотят называть политику Набиуллиной «оздоровлением». Напомним, что сейчас председатель именно на этом и настаивает. Лучше всего, говорят банкиры, называть сложившуюся ситуацию «зачисткой». Причина тому – отзывы лицензий банков. При этом не всегда следовало четкое обоснование решения. Известно, что 2,5 года пребывания главой Центрального Банка Набиуллиной привели к тому, что было отозвано почти двести лицензий. Всего по стране стало в четыре раза меньше банковских учреждений. Примечательно, что под политику Центрального банка попадали не только мелкие банки, но и крупные финансовые учреждения, где на счетах лежали миллиарды, вложенные гражданами. Да, нужно признать, что большее количество вкладчиков смогли получить страховые выплаты от Агентства по страхованию вкладов. Но нужно задать вопрос: можно ли было принять другие меры, чтобы ситуация развивалась иным путем? Прежде всего, пострадали не сами банки, а крупные предприниматели, вкладчики, у которых нет возможности получить страховку. Как оказалось, банк легче убрать с карты, чем принять меры по его спасению.
Каждый банк, который признается проблемным, проходит оценочную процедуру. Со стороны Центрального Банка направляются временные руководители, которые и определяют, что лучше: убрать банк или восстановить его деятельность. Если же активов, с которыми можно работать хватает, то принимается решение «оздоровить» банк. Начинается поиск санаторов из списка стабильных банковских учреждений. От АСВ выделяются средства.
Те вкладчики, которые имеют депозиты в размере более 100 миллионов рублей, будут привлекаться к спасению финансовых учреждений. По условиям программы, которую принимает Центральный Банк, вкладчик может быть наделен акциями «нездорового» банка в обмен на средства. Как только банк «станет на ноги», акции можно будет тут же и реализовать. Напомним, что такую политику уже практиковали кипрские банки три года назад. В России также есть необходимость попробовать осуществить подобное.
Сейчас Центральный банк не может действовать решительно. Дело в том, что многие финансовые учреждения ведут непрозрачную политику, а именно – манипулирует отчетами, которые свидетельствуют перед выводом активов из банка. Если же Центральному Банку сложно доказать вину, то сотрудники сомнительного банка направляются в «черный список». В результате фигурантам в манипуляционных схемах запрещается вести любую банковскую деятельность в течение пяти лет.
Мнение граждан
Люди становятся свидетелями того, как банки просто замораживают их вклады. В таком случае народ переходит на сторону Набиуллиной. Мелкие вкладчики получили свои страховки. К крупным и богатым вкладчикам – отношение иное, не всегда дружественное. Можно сказать, что ни банкирам, ни тем, кто теряет большие деньги, особого соболезнования нет. Те банки, которые сегодня являются участниками и держатся на плаву «зачистки» или «оздоровления» (кому как угодно), поддерживают политику Центрального банка. В результате много мелких банков скупается крупными банками за мизерные деньги. Ну а народ начинает переносить средства в более надежные учреждения.
Сейчас ЦБ стремится повысить финансовую грамотность населения.
Антон Ставрицкий