Роспотребнадзором подготовил проект «Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года»
“Ъ” ознакомился с подготовленным по поручению президента Роспотребнадзором и другими ведомствами проектом новой перспективной системы контроля качества продовольствия. Возвращения обязательного ГОСТа не предполагается — в проекте “Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года” предлагается создать единую информсистему отслеживания движения продовольственных товаров — от компонентов до готовой продукции — и ввести обязательную госрегистрацию основных видов пищевых добавок. В Роспотребнадзоре ссылаются на то, что на рынке постепенно появляются не только добавки из генно-модифицированного сырья, но и продукты нанотехнологий.
В России появится “Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года” — по данным “Ъ”, 4 марта проект этого рамочного документа поступил в Минэкономики из Роспотребнадзора. Стратегию разрабатывают в рамках поручения Владимира Путина, которое он дал правительству летом 2015 года. Как отмечалось в поручении (см. “Ъ” от 24 июля), необходимо создать национальную систему управления качеством пищевой продукции, предусмотрев для этого единый подход к мониторингу и отслеживанию продукции в ходе производства. Это не первая попытка Белого дома заняться продовольствием — в 2012 году правительство утвердило основы политики в области здорового питания до 2020 года, действующие и сейчас. Источник в Роспотребнадзоре сообщил “Ъ”, что итоговая версия стратегии может быть представлена в апреле.
Проект констатирует: надо “признать необходимость корректировки понятийного аппарата” в законодательстве о качестве пищевой продукции. В частности, предлагается “расширить список регламентируемых показателей” в системе технических регламентов на продукты питания и предусмотреть госрегистрацию пищевых добавок, ароматизаторов и заквасок (в том числе полученных с помощью генно-модифицированного сырья и нанотехнологий), а также “актуализировать” систему их допуска на рынок РФ. Высказана и идея “предусмотреть для отдельных видов пищевой продукции введение сортности и градаций качества в зависимости от используемого сырья”. Сейчас разработанные методы контроля охватывают “более половины” пищевых добавок, на которые установлены регламенты применения, говорится в документе.
Напомним, в РФ действуют обязательные технические регламенты на основные виды продукции, пришедшие на смену советской системе Госстандарта. Актуальный список разрешенных пищевых добавок на территории Таможенного союза утвердила Евразийская экономическая комиссия в 2012 году, список использованных средств производители указывают на своей продукции. В Европейском союзе, отмечалось в докладе практики по вопросам торговли и конкурентоспособности Всемирного банка, действует та же система техрегламентов, вопросы сертификации определяются рынком, а специальные схемы контроля качества продуктов питания приняты для отдельных случаев. Например, они работают при контроле производства продовольственных товаров с защищенным наименованием места происхождения или для “органических” продуктов питания.
В России же “несовершенство правовых и организационных механизмов” приводит к тому, что “на рынке имеет место оборот продукции, не отвечающей потребностям большинства населения”, констатируют авторы стратегии.
В мартовском докладе Роспотребнадзора отмечается, что суммарная калорийность рациона россиян увеличилась за последние десять лет, возросло содержание в нем жиров (с 31% до 36,3% при рекомендуемых 30%) и сахара (с 12% до 13,4% при рекомендуемых 10%). “Рост потребления жира и сахара увеличивает среди населения риск развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний”,— говорится в докладе. Впрочем, сообщила вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова, в целом объем недоброкачественной продукции в РФ не превышает 6% во всех сегментах продовольственного рынка.
Проект стратегии также предусматривает создание единой информационной системы, которая позволит проследить качество продукции “на протяжении всей пищевой цепи”. Ее отсутствие в РФ “значимо” — вероятно, так заявляется в проекте основная цель долгосрочной стратегии. Предполагается, что система Роспотребнадзора через общегосударственную систему маркировки позволит определить происхождение продукции, отследить использование лекарственных препаратов, используемых при производстве, и идентифицировать организации, ответственные за каждый этап производства и обращения.
В проекте отмечается, что это произойдет с использованием “современных технологий маркировки” без конкретных указаний на технологические решения. Однако с апреля 2016 года запланирован сходный эксперимент на территории ЕАЭС — радиочастотными RFID-метками будут маркироваться меховые изделия,— и Белый дом в феврале настаивал на том, что эту систему нужно расширять, в том числе и на продовольственный рынок. Впрочем, все подобные системы обычно работают и без технических новаций, являясь дополнением соответствующих технических регламентов.
Аналогичная предлагаемой стратегии информсистема уже создается, напоминает Илья Лоевский из АНО Роскачество (исследует качество продуктов в торговле, создано в 2015 году по поручению Дмитрия Медведева). По его словам, Роскачество работает над мобильным приложением, с помощью которого можно будет отследить информацию, в том числе опубликованную им на rskrf.ru. В перспективе это позволит проследить качество “от поля до прилавка” и объединить данные, которые собирает Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роскачество и другие ведомства и поставщики информации, говорит он.
Отраслевые объединения производителей пока рассматривают проект стратегии как потенциальный источник угроз своему бизнесу. Глава “Союзмолока” Андрей Даниленко отмечает, что предложения требуют “дополнительных обсуждений” — у ассоциации есть вопросы к документу. По мнению же главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, госведомства уже обладают достаточными полномочиями для контроля качества, а новое регулирование усилит нагрузку на бизнес. “Если мы хотим убить желание что-то производить, давайте дальше регулировать”,— иронизирует он. По данным “Ъ”, основное недовольство производителей вызывает не столько стремление создать общую информсистему для контроля движения пищевых ингредиентов (она будет полезна и бизнесу), сколько ужесточение регистрации пищевых добавок. Тема сильно мифологизирована среди населения, и, очевидно, производители еды опасаются, что от многих заблуждений в этой сфере несвободны и чиновники Белого дома.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов и участники рынка просят правительство отказаться от введения акцизов на газированные напитки и пальмовое масло. Производители уже оказались в сложной ситуации из-за валютных кредитов и падения спроса, а подорожание масла приведет к росту цен на широкий ассортимент товаров, в состав которых оно входит. Бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме от 9 марта (копия есть у “Ъ”) предупредил премьера Дмитрия Медведева о негативных последствиях расширения списка подакцизных товаров за счет газированных напитков и пальмового масла. Такая инициатива обсуждается в правительстве с начала года как один из способов наполнения федерального бюджета. Пресс-секретарь господина Медведева Наталья Тимакова рабочую переписку комментировать отказалась.
Борис Титов указывает, что в 2015 году зафиксирован рекордный спад продаж безалкогольных напитков (на 10%) и минеральной воды (на 15%).
“Производство безалкогольных напитков является низкомаржинальным и в настоящее время из-за кризиса большинство предприятий отрасли работает на грани или ниже уровня рентабельности, введение дополнительной налоговой нагрузки обусловит соответствующий рост цен и, как следствие, дальнейшее сокращение рынка и закрытие целого ряда предприятий”,— сообщает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он напоминает, что почти все безалкогольные напитки выпускаются внутри страны, а многие предприятия в последние годы проводили модернизацию с привлечением валютных кредитов, из-за чего оказались в сложной ситуации после девальвации рубля. “Усиление налоговой нагрузки с высокой долей вероятности приведет их к банкротству”,— прогнозирует господин Титов.
В аппарате омбудсмена говорят, что сейчас основная часть обращений поступает именно от производителей газированных и минеральных напитков. “В случае с безалкогольными напитками введение акциза смертельно для закредитованной отрасли. Но мы ждем аргументацию от масложировой промышленности и также готовы ее представить в правительство”,— уточняет общественный омбудсмен по техрегулированию, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров.
Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции уже направляла свою позицию во все министерства и ведомства, отвечающие за расширение списка подакцизных товаров, говорит исполнительный директор объединения Екатерина Нестерова. “Эта инициатива не поможет наполнить бюджет, а лишь приведет к росту цен на широкий перечень товаров, ведь пальмовое масло является ингредиентом большого числа продуктов”,— говорит госпожа Нестерова. Нововведения серьезно сократят объемы производства масложировой продукции внутри страны, уверена она. Ввозимое пальмовое масло используется как сырье для изготовления отечественных специальных жиров для пищевой промышленности, производство которых сейчас сосредоточено внутри страны, поясняет директор по развитию “Руспродсоюза” Дмитрий Востриков. “Поэтому есть риск, что импорт пальмового масла значительно сократится, зато начнется ввоз в страну импортных спецжиров, как уже было 10-15 лет назад, что снизит налоговые поступления от отечественных производителей спецжиров”,— считает он.
В целом правительство поддерживает расширение перечня подакцизных товаров, говорится в протоколе совещания у Дмитрия Медведева 25 января (копия есть у “Ъ”). Но пока конкретные предложения, на какие именно товары ввести акциз и какого размера, в правительство не направлены, рассказали “Ъ” три федеральных чиновника. “Неясен механизм администрирования”,— пояснил один из них.
Опасения бизнеса разделяют, в частности, в Федеральной антимонопольной службе. Ограничение потребления “вредных” продуктов должно решаться через законодательство о техническом регулировании, считает замначальника управления контроля химпромышленности и АПК ведомства Андрей Ерин. В Минсельхозе введение новых акцизов поддерживают, считая, что это позволит сохранить здоровую конкуренцию и защитить добросовестных игроков. В Евразийскую экономическую комиссию уже направлены поправки к техрегламенту на молоко и молочную продукцию о введении обязательной маркировки продуктов с использованием немолочных жиров на территории Таможенного союза, сообщили в пресс-службе Минсельхоза. В Минэкономики вчера уточнили лишь, что направили свои предложения в Минфин, ответственный за проработку вопроса. Пресс-служба Минфина не смогла оперативно предоставить комментарий.