В России нашли 16,4 млн тунеядцев

Лайф узнал о реформе финансирования здравоохранения, которую потянет за собой новый “налог на тунеядство”. В законодательство вводят новое понятие — “граждане трудоспособного возраста, не имеющие объективных причин быть неработающими”

centr_zanyatosti_yerch_tutby_phsl_20150410_yyd_2911

По информации Лайфа, министерства и ведомства хотят как можно скорее ввести “налог на тунеядство”, который решено связать с дефицитом Фонда обязательного медстрахования (ФФОМС). Разработкой законопроекта занимаются сенаторы совместно с шестью ведомствами. В рамках реформы планируется установить разные порядки уплаты страховых взносов для россиян разного возраста, также сократят перечень льготных плательщиков страховых взносов. Налоговая и ФФОМС начинают тотальную проверку россиян: кто работает, а кто нет.

Новый фронт войны с чёрно-серыми зарплатами

28 сентября, выступая в Совете Федерации, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец заявила о разработке законопроекта, который введёт специальные обязательные платежи с безработных за пользование социальной инфраструктурой, в частности медицинской.

“В прошлом году ПФР собрал средства за 62 млн человек — это те люди, за которых хотя бы один раз в течение года был произведён платёж. Ещё часть населения у нас не должна платить взносы с Фонда оплаты труда, таких людей мы видим, и это 68 млн человек. Всего у нас в трудоспособном возрасте 75 млн человек… Проблема заключается в том, что к неработающему населению относится работающее население, то есть мы не видим их ни в системе Пенсионного фонда, ни в системе налоговой службы как плательщиков заработной платы”

— Голодец говорит о чёрных зарплатах

Однако пресс-служба правительства для острастки тем же вечером дала опровержение: дескать, правительство таких законопроектов не разрабатывает. И действительно, правительство — это формально министры с председателем: по данным Лайфа, за неделю до выступления вице-премьера всё было решено там же, на Малой Дмитровке, где выступала Голодец.

В Совете Федерации 19 и 21 сентября состоялись совещания под руководством зампреда верхней палаты парламента Евгения Бушмина — участвовали как сенаторы, так и представители Счётной палаты, ФФОМС, Минздрава, ФНС, Минфина. Это следует из протокола совещания, подписанного главой Комитета СФ по бюджету Сергеем Рябухиным (документ есть в распоряжении Лайфа).

ФНС идёт искать

Участники совещаний одобрили “налог на тунеядство” и договорились как можно скорее продумать все детали. Более того, они представили целый ряд сопутствующих инициатив. Комитет СФ по социальной политике предложил изменить категории всех застрахованных по ОМС — теперь их разделят “по возрастному критерию на “трудоспособных” и “нетрудоспособных”, предусмотрев для тех и других разные порядки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование”. Сейчас закон делит застрахованных на пять категорий: работающие по договору, самозанятые (ИП, нотариусы, адвокаты), фермеры, представители общих коренных малочисленных народов, неработающие граждане (семь подкатегорий, включая безработных).

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин в разговоре с Лайфом отметил, что в первую очередь нужно понять контингент плательщиков нового сбора, который, конечно, неполиткорректно называть “налогом на тунеядцев” в силу конституционного права на труд (а не обязанности). Нужно для начала выявить всех совершеннолетних, кто не работает и вместе с тем не пенсионер, — то есть базу налогоплательщиков.

Это и стало первым конкретным предложением, сформулированном в протоколе: ФФОМС и ФНС предложено “провести сверку сведений о застрахованных лицах в системе обязательного медицинского страхования в целях установления статуса “работающий”. По словам Рябухина, с 2017 года именно ФНС будет администрировать платежи в ФФОМС, и ей нужно сейчас разобраться с базой.

Оказалось, первая сверка уже проведена. Как сообщил источник в Минтруде, по её итогам численность лиц, не получающих доходы от трудовой деятельности, из числа трудоспособного населения составила 16,4 млн. Это соответствует оценкам теневого рынка труда. Для сравнения: зарегистрированы как безработные 1,4 млн человек.

Зачем так срочно

В 2013 году министр труда Максим Топилин предлагал вовсе лишить неработающих россиян права на бесплатную медицинскую помощь — опять же для борьбы с тёмными зарплатами, но тогда бюджет ещё не трещал по швам. Шло время, и к маю 2015 года после годовой паузы подведомственная Топилину служба Роструд опять предложила сбор с россиян, которые не трудоустроены официально, и уже зам Топилина Андрей Пудов со ссылкой на “серьёзный шаг” белорусов заявил об обсуждении налога на тунеядцев.

Скандальные законопроекты раньше часто вносились через некоторых одиозных депутатов, но сейчас вопрос, очевидно, срочный и не терпит до старта работы обновлённой Госдумы — ведь с сентября 2016 года столько ведомств к вопросу тунеядства ещё не привлекали. Собственно, поэтому идёт активное взаимодействие с сенаторами.

Властям срочно нужны деньги на поддержание работы нынешней системы здравоохранения. Самые последние строки в резюме у неё печальные: на прошлой неделе Россия заняла последнее, 55-е, место в рейтинге эффективности здравоохранения, составленном агентством Bloomberg, а девять пациентов ослепили лекарством в главной офтальмологической лечебнице страны.

Нужды у системы существенные: дефицит ФФОМС за 2015 год — 65,3 млрд рублей при доходах 1,57 трлн рублей. 616 млрд рублей, то есть более трети доходов, перечислено из региональных бюджетов за неработающее население, но это включая детей, пенсионеров, студентов. Кстати, кроме налога на тунеядство ещё одним вариантом борьбы с дефицитом ФФОМС является отмена лимита на выплату страховых взносов с высоких зарплат (в 2016-м это 796 тыс. рублей) — эту идею давно двигает Минфин. Велика вероятность, что будут реализованы оба варианта.

Держаться будет сложнее

Апеллируя к высоким платежам региональных бюджетов в ФФОМС за неработающее население, спикер СФ Валентина Матвиенко в начале сентября озвучила идею, которая тоже отражена в протоколе:

Субъекты РФ могут получить право “устанавливать неработающим гражданам трудоспособного возраста, не имеющим объективных причин быть неработающими, объёмы бесплатной медицинской помощи, либо устанавливать для них отдельный платёж на обязательное медицинское страхование с введением на определённый срок моратория на его уплату”.

— Это их право: хочешь — работай, хочешь — не работай. Но тот небольшой взнос, который платят за тебя, надо законодательно закрепить, чтобы гражданин, не желая работать, всё-таки эту сумму заработал и внёс на своё бесплатное медицинское страхование, — говорила Матвиенко. — Нужно либо обязать неработающих граждан платить взносы, либо снижать объём оказываемой медицинской помощи.

Фото: © РИА Новости/Сергей Пивоваров

Таким нехитрым ходом планируется избежать нарушения Конституции.Всем гражданам могут, к примеру, оставить бесплатной только диагностику, первый приём врача как часть лечения — в итоге Конституция не тронута. Ведь она гарантирует бесплатную помощь, а не излечение. Если же не оставлять медицинского минимума, то нужно менять Основной закон, говорит руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе. Более того, чтобы поправить что-то из второй главы, требуется созыв Конституционного собрания — и в итоге новая Конституция.

Задумавшись о том, кого нельзя даже намёком обвинить в тунеядстве, чиновники вспомнили военнослужащих и приравненных к ним сотрудников ФСБ, ФСИН, МЧС, МВД.

— Забыли сделать исключения для людей, прервавших трудовую деятельность ради ухода за ребёнком, домохозяек, лиц, находящихся в бессрочном отпуске по семейным обстоятельствам, самозанятых и живущих за счёт приусадебного хозяйства, тюремных заключённых, — заметил Капианидзе из BMS Law Firm.

Но причина особого внимания к силовикам другая, указал глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин:

— По данным Счётной палаты, 40 млрд рублей составляет переплата регионов в ФФОМС за силовиков, которые обслуживаются не в общей системе учреждений здравоохранения, а в ведомственных больницах. На это в начале сентября наше внимание обращали главы ряда регионов — Ивановской, Орловской областей, Ставропольского края. Другая важная проблема, которую нужно решить, и на этом настаивает Счётная палата — это устаревшая методология, в соответствии с которой все регионы платят в ФФОМС одинаково, независимо от уровня своего экономического развития и других показателей.

Ещё один пункт плана — сократить круг льготных категорий плательщиков страховых взносов. Сейчас есть несколько льготных групп: вкратце, в ПФР — 8%, в ФСС — 2%, в ФФОМС — 4% платят инноваторы и айтишники; по схеме 20-0-0 платят аптеки и организации на упрощёнке (УСН), ИП с патентной системой налогообложения; по схеме 14-0-0 платят резиденты “Сколково”.

По этому нововведению Рябухин рекомендовал обратиться в Комитет СФ по социальной политике, но оперативно связаться с Валерием Рязанским не удалось.

Сколько в граммах

Каких конкретно счетов ждать россиянам, которых признают тунеядцами? Прикинуть несложно. Собственно, идея о том, что неплохо бы с неработающих брать взносы, появилась ещё два года назад в самом что ни на есть официальном документе — “Основных направлениях налоговой политики”; разработан Минфином России и официально опубликован на его сайте.

Тогда Минфин предлагал внести для неработающих взнос в размере 18% от тарифа, который выплачивают региональные власти ФФОМС (18,8 тыс. рублей) — то есть 3,4 тыс. рублей в год плюс инфляция.

Но теперь проект преподносится как “плата за использование социальной инфраструктурой”, что роднит его с белорусским “налогом на тунеядство”. Тем более что задача проанализировать зарубежный опыт значится в протоколе, который опубликовал Лайф. Александр Лукашенко в апреле 2015 года подписал декрет “О предупреждении социального иждивенчества”.

Согласно нему, если белорус не работает более полугода, он обязан заплатить в бюджет “20 базовых величин”, что на текущий момент составляет 420 белорусских рублей, или 13,7 тыс. российских. Учитывая, что налог на тунеядство в Белоруссии составляет 56% от средней зарплаты в стране, с учётом более высоких доходов россиян (32,6 тыс. рублей) для нас аналогичный сбор может составить 18,3 тысячи рублей в год. Это почти полностью компенсирует затраты региональных бюджетов на социальное страхование.

Фото: © РИА Новости/Артем Житенев

Тут надо сказать, что белорусский налог наблюдатели называли “стрельбой из пушки по воробьям”. Там действительно до сих пор не определились, сколько в стране тунеядцев: до весны 2016 года признались и платят новый налог 2 тысячи человек, с них бюджет получил всего 520 тысяч белорусских рублей (17 млн рублей). Об итогах кампании по взысканию штрафов со злостных тунеядцев пока неизвестно.

На сложность поиска налогоплательщика указал и замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев. “Очень сложно отделить реально безработных от потерявших связь с рынком труда, тех, кто формально работает, но не платит деньги в страховые фонды, — сказал он журналистам 30 сентября на форуме в Сочи. — Это очень сложно администрируемая система, потому что непонятно, как искать этих людей”. Тогда же и там же глава Минздрава Вероника Скворцова высказалась в поддержку налога, так что против только Минэк, и тот пока методологически.

“На данный момент Белоруссия — это единственное государство, где введён подобный налог. Ранее в СССР существовали меры, направленные на борьбу с тунеядством, но они были другого характера. В Белоруссии введение “налога на тунеядство”, скорее всего, направлено на граждан РБ, работающих за границей нелегально, и незарегистрированных работников коммерческих организаций”

— Максим Мищенко, директор по налогообложению Amond & Smith Ltd

Как не платить налог на тунеядство

Остаётся самый главный вопрос ко всему действу: могут ли безработные просто отказаться от выдачи медицинского полиса и не платить никаких “налогов на тунеядство”?

Легально выйти из системы обязательного медицинского страхования нельзя: закон просто не предусматривает такой возможности, подтверждают председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов и Вера Ефремова, адвокат коллегии адвокатов “Бурцева, Агасиева и партнёры”. Ефремова в числе экстравагантных вариантов предложила тунеядкам стать суррогатными матерями.

Впрочем, белорусы уже придумали хит-парад “Как легально не платить налог на тунеядство”.

  1. Найти работу с белой зарплатой.
  2. Стать официально безработным; но на учёте нужно удержаться не меньше 183 дней.
  3. Стать инвалидом.
  4. Пойти в армию.
  5. Купить домик в деревне и зарегистрировать его как мини-пансионат (агроусадьба); но придётся платить налоги или опять становиться “тунеядцем”.
  6. Попасть в тюрьму на срок не менее 183 дней; но придётся работать.
  7. Стать родителем; но освобождаются от платежа только мать или только отец на 7 лет.
  8. Открыть бизнес; но придётся платить налоги или опять становиться “тунеядцем”.
  9. Путешествовать за пределами страны более 183 дней в году; но поездка на заработки в Россию для белорусов не подходит: Россия и Беларусь — “союзные государства”.
  10. Стать священнослужителем или обрести творческую профессию; потребуются подтверждающие бумаги профильных союзов или церкви.

Тарас Подрез

Источник: “Life”

 

Ранее

Российско-американский обмен любезностями

Далее

Толоконского гонят в отставку

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru