Большинство российских гандболисток, в том числе заслуженные мастера спорта, после окончания карьеры живут если не за чертой бедности, то, во всяком случае, явно не так, как заслужили своими блестящими победами. Лайф разбирается в ситуации
Понятно, что роскошные кроссоверы BMW Х6, подаренные чемпионкам Олимпиады-2016, вызывают в головах любителей спорта эдакие мамаево-кокоринские образы. Скрип дорогой кожи, мягкий шелест шин, шуршание кредиток в бумажнике из крокодиловой кожи и прочие атрибуты дольче виты.
Раз уж речь зашла о крокодилах, то обслуживание такого авто вполне может отозваться у владелицы-чемпионки крокодиловыми слезами. Итак, прикинем.
Страховка ОСАГО. Ну, тут всё по-божески, от класса авто её стоимость не зависит, всё упирается в водительский стаж, возраст и “кредитную историю” прошлых аварий. В пределах 20 тысяч.
Каско. А вот тут получите мощный удар под дых. От 250 до 500 тысяч. И не страховать нельзя, потому что X6 входит в число самых угоняемых авто. А ремонт его за свой счёт в случае мало-мальски серьёзной аварии идёт на сотни тысяч рублей.
Система охраны и слежения “Цезарь сателлит”. Услуга обязательна к подключению, без неё вам авто не застрахуют. Самый базовый вариант обслуживания — около 2,5 тысячи в месяц.
Налоги. Подаренные чемпионкам автомобили оснащены бензиновыми движками в 306 лошадиных сил. Это повышенный коэффициент за “роскошь”, выражаемую в излишней мощности (все, что свыше 250 “лошадей”, – облагается сверхналогом), и выльется в год ещё в примерно в 65 тысяч рублей.
Надо понимать, что такой мощный движок предполагает солидное потребление бензина, да и масла тоже. Понятно, что эта графа расходов очень переменная и зависит от множества факторов, но 15—20 тысяч ежемесячно выкладывать придётся в любом случае.
Техосмотры. Они в BMW не настолько убийственные, как, например, в одной шведской фирме, делающей ставку на безопасность, но всё равно в топе самых дорогих. 30 тысяч вынь да положь.
А, ну и кстати. Лето красное пропело, оглянуться не успела, как зима катит в глаза. А это значит что? Что нашим олимпийским чемпионкам надо покупать зимние колеса. Линейка предложений широкая, от самых бюджетных 150-тысячных до плюс бесконечности. Например, колеса, снятые недавно с Х6 одного известного чиновника, стоили около 300 тысяч.
Сколько всего набежало? Около 725 тысяч — это по самым скромным прикидкам, с дешёвыми страховкой и колёсами, при блестящей безаварийной езде и минимальных расходах на бензин. По факту будет под миллион.
На данном этапе своей карьеры девушки вроде бы могут себе это позволить. Продавать “троянских коней” никто не спешит. Да и то: если вспомнить, какой поднялся в Интернете вой, когда одна из синхронисток решила обменять свою “президентскую” машину на презренные бумажки, страшно становится. Предательница, изменщица… Проще платить и терпеть.
Тем более сейчас — солидные премиальные от государства, от Федерации гандбола России, от регионов…
А вот тут — стоп. Потому что от региональных правительств девушки в подавляющем большинстве случаев не получают ни-че-го.
Почему? Да потому, что в профессиональном спорте очень редки случаи, когда представитель игровых видов вырос в каком-то городе или области, занимался в местной СДЮШОР, потом подписал контракт с местной профессиональной командой и благополучно отбегал в ней всю карьеру.
Исключения, конечно, бывают. Но даже если ты один из лучших футболистов планеты, тебя зовут Хави и ты посвятил всего себя служению великой “Барселоне”, всё равно в какой-то момент тебе указывают на дверь.
Российские гандболистки периодически меняют команды. Это нормальный естественный процесс, поскольку относительно серьёзные зарплаты в каждый конкретный исторический момент способны обеспечить максимум 3—4 клуба.
Кстати, о серьёзности зарплат. Знаете, каковы они в клубах женской Суперлиги? В среднем 80—100 тысяч рублей. Где-то побольше, где-то поменьше.
Такое понятие, как “региональная надбавка” выдающимся спортсменам, существует не во всякой области. Речь идёт о суммах небольших — порядка 15 тысяч рублей. Но в системе координат женского гандбола, особенно после завершения карьеры, — это то, о чём можно и нужно говорить.
— Я об этом не то что говорю — кричу! — рассказал главный тренер женской сборной России Евгений Трефилов, в победной коллекции которого помимо выигранной Олимпиады и четырёх (!) чемпионатов мира имеются все три женских еврокубка. — Проблема очень простая. Человек бьётся, сражается, защищает честь страны. При этом не только страны, но и региона. Губернаторы и областные министры спорта рапортуют наверх — у нас всё отлично, спортсменки из нашего региона выиграли столько-то побрякушек.
Соответственно, в некоторых регионах заслуженным мастерам спорта предусмотрены пенсии — около 15 тысяч рублей. Но стоит человеку переехать в другой клуб — всё, никаких выплат. Понятно, что в масштабах страны и тех средств, которые тратятся на спорт, эти деньги кажутся очень небольшими. Но для каждого конкретного человека — это те средства, которые могут серьёзно помочь в жизни. Зарплаты в гандболе маленькие. А куда идти человеку после карьеры? В детские тренеры? Да, очень важное и нужное дело. Вот только на те слезы, что им платят, прожить невозможно.
Оксана Роменская — легендарная спортсменка! Трёхкратная чемпионка мира. Серебряный призёр Олимпиады в Пекине. Победительница всех трёх еврокубков. Кавалер нескольких государственных наград. И такой человек с двумя детьми вынужден буквально сражаться за существование… Ей эти 15 тысяч в месяц нужнее, чем для любого футболиста миллион.
И таких девчонок много. На самом деле, даже из тех, кто сейчас выиграл золото в Рио, эту пенсию почти никто не получает.
— И какой вы из этой ситуации видите выход?
— Я уже по каким только кабинетам не ходил с протянутой рукой… И к куратору нашего вида спорта Дмитрию Олеговичу Рогозину обращался. Да даже самому Дмитрию Анатольевичу Медведеву докладывал об этой проблеме! Пока результата никакого. Хотя, наверное, можно как-то на законодательном уровне обязать региональных чиновников отрегулировать этот вопрос…
Да, сейчас гандбольной федерации очень повезло с её новым руководителем Сергеем Шишкаревым. Действительно очень много делается для поддержки спортсменов и развития вида спорта. Но это, по сути, частные усилия неравнодушного к нашему виду спорта человека. Но вот “переведут” его сейчас из гандбола поднимать футбол в каком-нибудь регионе — и всё…
— Со своей стороны, ФГР делает и будет продолжать делать всё возможное для адресной и конкретной помощи нашим ветеранам и всем тем людям, которые составляют славу отечественного гандбола, — сказал Лайфу Шишкарев. — Но проблема, о которой говорит Евгений Васильевич, действительно не может быть решена усилиями одной федерации. Собственно, это касается не только региональных выплат, но и вообще всего нашего гандбола. Для развития нашего замечательного вида спорта в правильном направлении нужны важные решения на государственном уровне.
Источник: “Life”