Запасной аэродром новосибирской коррупции

«Уничтожив» Гусинобродскую барахолку, мэр-коммунист Локоть не спешит отказываться от ее традиций?

unichtozhiv-gusinobrodskuyu-baraxolku-myer-kommunist-lokot-ne-speshit-otkazyvatsya-ot-ee-tradicij-1-1

Буквально на днях Центральный районный суд Новосибирска принял решение о заочном аресте Юрия Солодкина – младшего сына бывшего советника новосибирского губернатора по спорту Александра Солодкина-старшего. Сам Солодкин-старший и его второй сын, бывший вице-мэр Новосибирска Александр, в прошлом году были признаны виновными в участии в организованном преступном сообществе Александра Трунова.

Юрия Солодкина подозревают в участии в ОПС. Остальных членов семьи обвинили в лоббировании интересов банды контролировавшей один из крупнейших в стране рынков – Гусинобродскую барахолку Новосибирска. Причем дело Солодкиных не единственное из связанных с высокопоставленными покровителями «новосибирского Черкизона» и рассматриваемых сейчас в судах Новосибирска. Но и эти дела лишь малая верхушка айсберга, оставшаяся городу в наследство от скандальной Гусинобродки.

Тем временем нашлись и наследники. Ранее уже описывалась позиция созданная на Гусинобродском рынке Новосибирска криминальная система в торговле, которая повязала коррупционными связями торговцев, преступников и чиновников региона, скорее всего плавно перекочевала в торговый центр «Восток» Дмитрия Башмакова, созданный, вероятно, в тесном союзе с рядом прежних операторов барахолки. А нынешние события вокруг «Востока» заставляют задуматься о том, не является ли одним из чиновных покровителей наследников гусинобродки мэр Новосибирска – коммунист Анатолий Локоть? В любом случае в событиях вокруг рынка и дела его продолжателей городские власти занимают странную позицию.

Капитальный ремонт на руинах

Из 40 лет существования Гусинобродской барахолки последние 10 власти пытались с ней бороться. Борьба была жесткая, иногда кровавая и стоила многих карьер и даже жизней некоторых высокопоставленных чиновников и депутатов. Когда же минувшей осенью «Гусинобродский вещевой рынок» все же прикрыли, то и мэр города, и губернатор могли записать себе великое свершение в актив. О том, что местные и региональные власти почти три года разрешали рынку работать в нарушение законодательства, и закрыли барахолку лишь после того, как ее владельцы могли организовать себе «запасной аэродром», скромно умалчивалось.

Похоже, что гостеприимно приютивший изгнанных с рынка торговцев ТЦ «Восток» буквально осенью открыл первые два корпуса. Правда, «гостеприимство» это могло стоить арендаторам весьма не дешево. Тем не менее, за первыми корпусами последовало строительство третьего. Последняя еще строится, но, как рассказывает владелец «Востока» Дмитрий Башмаков в программе местного телевидения «Прецедент» в ней уже нет места.

При этом Башмаков рассказывает о чудесах ремонта, совершенных его компанией ООО «Сателлит» на территории бывшего автопарка, купленной под сооружение торгового центра. Тогда как местные общественники подозревают, что с самого начала строительство торгового центра ведется незаконно.

Уже законность строительства первых двух корпусов «Востока» вызывает серьезные сомнения: реконструироваться эти корпуса могли без необходимых разрешений. Впрочем, по всей видимости, когда над руководством центра нависла угроза административной ответственности, разрешение все же было получено. И осенью прошлого года выданная в срочном порядке бумажка похоже позволила Башмакову легализовать первую очередь вероятного незаконного строительства «Востока».

А вот история третьего корпуса, строительство которого может вестись в настоящее время незаконно, оказалась сложнее. Похоже, что сам Башмаков в своих интервью утверждает, что произвел лишь капитальный ремонт заброшенных помещений автопарка. Но крайне вероятно, да и сам он скорее всего не скрывает, что от купленных им зданий он оставил лишь несущие колоны (и то вопрос — оригинальные ли?). Можно ли называть ремонтом полный снос стен, срытие пола и замену крыши, то есть, кардинальную перестройку зданий с изменением их назначения?

Эксперты считают, что нельзя. Башмаков, похоже, считает, что можно. От ответа на вопрос зависит, надо или нет получать разрешение на строительство и реконструкцию, и являются ли второй и третий корпуса «Востока» самостроем. Но ведь даже простому обывателю совершенно ясно, что требования по пожарной безопасности и по целому ряду других параметров к гаражу и торговому центру кардинально различные.

Разрешить ситуацию должно было обращение в прокуратуру Андрея Маевича, председателя независимого профсоюза «Сибирская Солидарность», просившего провести проверку стройки. Но прокуратура Дзержинского района Новосибирска перенаправила жалобу в архитектурно-строительную инспекцию мэрии. Та в свою очередь отписалась уже прокурору города, что не имеет полномочий для проведения подобной проверки.

И хотя жалоба общественника, вопреки всяким нормативам рассмотрения госорганами обращений граждан и общественных организаций, чуть ли не полгода отфутболивается в межведомственной переписке, интересный результат она уже принесла.

В одном из промежуточных ответов Андрею Маевичу прокурор Дзержинского района Александр Бутин написал, что проводившаяся прокуратурой проверка в ноябре-декабре 2015 года обнаружила только «одно 2-х этажное модульного типа здание ТЦ «Восток»». Но, покупая автобусный парк, ООО «Сателлит» по всей видимости покупало три капитальных здания, да и Башмаков, похоже, считает, что количество зданий не изменилось, он их просто отремонтировал. Почему прокуроры не заметили два здания, каждое площадью 3000 кв метров?

Как бы то ни было, но проводить проверку на предмет самостроя ни прокуратура, ни городские власти не спешат. Казалось бы, после того как столичный мэр устроил зачистку самостроя в Москве, и волна борьбы с дикой застройкой поднялась чуть ли не по всей стране, новосибирские власти, претендующие на статус сибирской столицы, тоже должны поддерживать этот курс. Но Анатолий Локоть и его присные поднимать шум из-за «Востока», кажется, очень не хотят.

Осенью прошлого года подчиненные мэра, если верить сайту tayga.info, и так изо всех сил старались уйти от обвинений предпринимателей в том, что городские власти заставляют торговцев «бандитам платить» и идти «на «Восток» Теперь же скорее всего придется не только объясняться, но и деньги возвращать. И возвращать их, вероятно, должен будет не только ООО «Сателлит», но и те, кто ему все разрешил.

Но возможно здесь ждут, когда в полностью перестроенном «Востоке» случится какая-нибудь трагедия, как в свое время в Москве, когда обрушилось здание Басманного рынка и погибло 66 человек. Вот тогда сразу прокуроры встрепенутся и пойдут искать ответственных за самострой.

Наследники новосибирского Черкизона

Тем временем, если верить владельцу «Востока», на площади торгового центра ажиотажный спрос. В первом и втором корпусах просто нет мест, в третьем, (вероятно, незаконно строящемся), свободна уже только пятая часть торговых точек. При том, что стоимость мест здесь не маленькая. В первых двух корпусах «Востока» в свое время только за право аренды, так называемый, «посадочный сбор» взимали до миллиона, а по некоторым данным, и полутора миллионов рублей. При этом собственно арендная плата в «посадочные» может не входить, и уплачивается сверх того.

Хотя, как рассказывал Дмитрий Башмаков в марте прошлого года «стоимость 1 кв. метра начинается от 1 тысячи рублей, и нужно сделать страховой взнос в 150 тысяч рублей».

Между тем, на «Востоке» может работать та же схема ухода от налогов, которая действовала на барахолке: основной навар как от посадочных, так и от аренды могут получать прокладки, которые Башмаков называет «перекупщиками», что может позволять от 70 до 80% денежного потока получать черным налом. Башмаков никак не объясняет, почему «перекупщики» у него под носом могут «зарабатывать» в 3-4 раза больше, чем собственник объекта. У меня не вызывает сомнений то, что деньги от этих «перекупщиков» могут поступать в туже черную кассу, но только не в бюджет.

Башмаков, похоже, называет это процессом определения цены. В рамках этого процесса «страховые сборы», вероятно проходящие мимо кассы «Востока», в третьем корпусе могут достигать уже полумиллиона. Плюс официальная аренда, которая в первых корпусах может достигать 100-120 тысяч рублей в месяц.

Для сравнения, на суде по делу Солодкиных стало известно, что официально на Гусинобродском рынке тоже учитывалось лишь 25% выручки с каждого торгового места, а 75% шли хозяевам «чёрным налом». Таким образом, с учётом налички только сдача в аренду торговых мест могла приносить реальным владельцам барахолки 7,5–8,3 млрд рублей в год. Но официальный оператор крупнейшего рынка – учрежденное городом ОАО «Гусинобродское» – реально зарабатывал в разы меньше. Соответственно и налоги в казну платил копеечные – 350 млн рублей – на фоне заработков теневых дельцов и оборотов рынка, которые оценивались в 80–90 млрд рублей в год.

О том, что сейчас в «Востоке» вполне могут применяться схемы, апробированные еще на Гусинобродке, знает весь город. Предполагают это, скорее всего, и в мэрии, но похоже не видят ничего предосудительного в том, что значительная часть средств в «Востоке», как и на Гусинобродском рынке, может выводиться из-под налогообложения. «Нам известны цифры, которые берут торговые центры за право вести там торговлю. Но поскольку речь идет о бизнесе, о взаимоотношениях двух субъектов предпринимательства, мэрия не может вмешиваться и диктовать условия и размер коммерческой аренды», — комментировал ситуацию начальник департамента земельных и имущественных отношений Георгий Жигульский.

Городские и областные власти, бодро рапортовавшие осенью о закрытии Гусинобродского рынка, кажется не сильно обеспокоены, что с появлением ТЦ «Восток», который должен был принести в Новосибирск традиции цивилизованной оптово-розничной торговли, их доходы качественно видимо не выросли..

Впрочем, смотря что или кого подразумевать под словом «их». Может быть бюджеты города, области от замены шила на мыло – барахолки на торговый центр – особо и не выиграли. Но можно ли также сказать об отдельных персоналиях в новосибирских коридорах разных ветвей власти?

Безмолвно наблюдают за происходящим и правоохранительные и фискальные органы.

Источник политических побед

Стоит ли удивляться такому равнодушию новосибирских властей к происходящему с наследием гусинобродки, если мэр города Анатолий Локоть по всей видимости мог не скрывать своих хороших отношений с воротилами, контролировавшими рынки? А одна из публикаций о его победе на выборах так и была озаглавлена «Новосибирск: победа коммуниста и владельцев барахолки».

Среди спонсоров КПРФ в Новосибирске выделялся экс-депутат фракции КПРФ в Законодательном собрании Новосибирской области и бывший помощник Локотя Арам Суварян, семья которого контролировала рынок «Маммон» – одну из частей Гусинобродского рынка. В ночь после выборов мэра Новосибирска, которые выиграл Локоть, Суварян был в его штабе. А вскоре, в числе других близких политических соратников Локотя, Суварян был назначен на руководящую должность в одну из городских структур.

Сегодня уже и не понятно, к чему больше Локоть приложил руку: к закрытию рынка, или, наоборот, к продлению его жизни на лишние два года и заботливому переносу прежних традиций под новую крышу.

Известно, что жестким противником Гусинобродского рынка был бывший губернатор Новосибирской области Юрченко, который грозился закрыть барахолку 1 апреля 2014 года. Но 18 марта, его снимают. А менее чем через месяц Локоть побеждает на выборах. Причем, при поддержке Суваряна и, видимо, денег гусинобродской барахолки, Локоть выигрывает выборы у еще одного жесткого противника рынка – теперь уже экс-вице-мэра Владимира Знаткова, который грозился закрыть рынок еще в начале 2014 года. И одним из первых решений Локотя на посту мэра, по всей видимости, стала отмена назначенного на март аукциона по продаже автобусного парка, куда впоследствии решили переселять арендаторов с рынков.

Конкурс состоялся на два месяца позже. Но переезжать никто не спешил. В марте 2015 года Дмитрий Башмаков заявляет, что первые два корпуса «Востока» готовы на 80% и в мае торговый центр начнет свою работу. Но в июне вдруг выясняется, что у Башмакова нет разрешения на строительство и реконструкцию? Казалось, городские власти должны организовать снос самостроя, но они, через год после покупки земли — в июле 2015 года — в спешном порядке выписывают Башмакову разрешение? Тем не менее, на подготовку к открытию «Востока» требуется ещё три месяца.

После 1 октября 2015 года в Новосибирске происходят три взаимосвязанных события. Проработав почти три года в городе наконец-то закрывается Гусинобродский рынок. По странному стечению обстоятельств жесткое решение мэрии, до этого неоднократно переносившей разгон барахолки, совпадает с готовностью Башмакова наконец открыть ТЦ «Восток». Рынки закрывают на фоне массовых выступлений предпринимателей, возмущённых скорее всего и неподъёмными условиями аренды площадей в «Востоке». Подозрительная синхронность в действиях Локтя и Башмакова, результатом которой стало безвыходное положение торговцев. Вернее, им оставлен один единственный выход – в ТЦ «Восток» с его «грабительскими» посадочными. Как на заказ, будто специально, чтобы показать отсутствие других возможностей для торговли, в начале ноября решением Новосибирского районного суда была остановлена стройка альтернативного торгового комплекса на Северном объезде, за городской чертой, в стороне от Гусинобродского шоссе и от местных «традиций», замешанных на «чёрном нале».

Очевидно, что городские власти никуда не спешили, как и Башмаков, и реальные владельцы рынков. Вот и теперь ни городские власти, ни прокуратура города, ни городские налоговые органы, которые казалось бы должны наполнять Локотю бюджет, не стремятся проявлять излишний интерес к наследию барахолки, которым я мог бы назвать растущий комплекс «Востока», постепенно превращающийся в подобие Гусинобродки.

Замена контейнерного рынка на торговый комплекс под крышей еще не означает переход к цивилизованной форме торговли. Не случайно, если информация с сайта tayga.info верна, на одной из встреч минувшей осенью, предприниматели прямо упрекали чиновников в том, что они «заставили бандитам платить» и «идти на «Восток». А отсутствие у органов власти и контролирующих структур желания разбираться с бизнесом инвесторов «Востока», похоже, свидетельствует о том, что они вовсе не заинтересованы в переводе торгового бизнеса Новосибирска в цивилизованное русло.

Если КПРФ раньше кормилась деньгами дельцов с барахолки, то почему партия новосибирского мэра должна отказываться от этого сейчас? Если Локоть при поддержке людей, имеющих отношение к гусинобродке стал мэром, то почему бы теперь коммунистам не использовать те же возможности сейчас на выборах в Госдуму?

В уголовных делах и сводках, связанных с криминальным прошлым барахолки, проходят разные чиновники, майоры и генералы различных правоохранительных структур. По моему мнению это свидетельствует, что значительная часть теневых денег с торговли может распределяться между новосибирскими чиновниками, политиками, силовиками.

Поэтому им нет дела до того, что строительство ТЦ «Восток» может выполняться с грубыми нарушениями законодательства, экономические условия работы для предпринимателей могли стать хуже, а бюджет недополучать сотни миллионов рублей.

По факту от закрытия Гусинобродской барахолки в Новосибирске ничего не изменилось. Организованные преступные сообщества в тандеме с коррумпированными чиновниками и политиками по-прежнему сохранили контроль над стабильно крупным потоком наличных денег, который используется и для личных целей, и, видимо, для политических.

Николай Беляев

Источник: “Web-Compromat.com”

Ранее

Сами среди чужих: к чему ведет особый путь России

Далее

Трамп верит в печатный станок

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru