Казалось бы, ответ на этот «странный» вопрос напрашивается сам собой: конечно же — «Площадь Келдыша»!
Однако российский чиновник изобретательней любого академика. А если ему, к тому же, чудится хоть малейшая выгода, то он становится еще изворотливее. И ярчайшее тому свидетельство — история с названием новой станции метро, что должна появиться под площадью академика М.В. Келдыша (названа так 28 ноября 1978 г. — Ред.).
Через пару лет планируется построить новую станцию, которая разместится как раз под площадью, носящей имя великого нашего соотечественника академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, трижды Героя Социалистического Труда. Под его руководством был осуществлен прорыв в космос, полтора десятилетия он был президентом Академии наук СССР. Благодаря его работам, полетели к звездам первый искусственный спутник Земли, Юрий Гагарин, а также межпланетные станции к Луне, Марсу и Венере. Это был великий ученый, по своим масштабам равный Михайло Ломоносову и Владимиру Вернадскому.
К чему такие подробности?
А дело в том, что чиновники посчитали роль М.В. Келдыша в истории России недостаточной, чтобы станция метро носила его имя, да и «Площадь Келдыша», мол, звучит не так звонко.
Тезис сомнительный, но станцию метро решено назвать «Воронцовской» — парк с таким названием раскинулся неподалеку.
Естественно, ученые не могли согласиться с таким решением. От их имени к мэру Москвы обратился президент РАН академик В.Е. Фортов. В своем письме он, в частности, отметил:
«Этот район города тесно связан с Российской академией наук: здесь находятся Институт космических исследований, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша и Институт проблем управления РАН — ведущие организации страны в области космоса и обороны. Научная деятельность всех этих организаций в свое время была тесно связана с исследованиями академика М.В. Келдыша. Непосредственно на площади находится и один из основных центров управления Воздушно-космических сил России. Здесь же раньше проходила дорога в Калугу — город, где жил и работал К.Э. Циолковский.
Представляется, что именно на этом «космическом» перекрестке как нельзя более уместно появление станции метро с названием «Площадь Келдыша». Она станет своего рода «связующим звеном», которое объединит разные объекты городского ансамбля в контексте общей темы изучения, покорения и использования космоса».
Казалось бы, какие доводы еще нужны, чтобы принять предложение ученых?
Но чиновника не так просто переубедить, если у него есть свои интересы — вероятнее всего, уже заказ на проектирование станции выдан, предоплата проведена и так далее, то есть «денежные операции» осуществлены. Вот и пришел весьма странный ответ: мол, название «Площадь Келдыша»… «слишком длинное»!?
Смешно? Ведь достаточно глянуть на схему метро, чтобы найти названия, в которых букв гораздо больше… Или чиновники в мэрии арифметике не обучены?
Просьбу академика В.Е. Фортова в своих письмах поддержали и бывший президент РАН академик Ю.А. Осипов, и командующий космическими войсками, и директора Институтов, расположенных на площади имени М.В. Келдыша. Однако чиновники мэрии и метрополитена настаивают на своем. Наверное, самому мэру пора вмешаться в этот нелепый спор, когда все очевидно… Наконец, давайте обратимся к жителям Москвы — пусть и они скажут свое слово.
В Доме журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки фотографий, сделанных Федором Юрчихиным во время его предыдущих четырех космических полетов. Вместе с ним приехали его коллеги — Герои космоса. Зашел разговор и о нелепом решении московских властей. Все, без исключения поддержали просьбу ученых.
— Мы гордимся такими великими людьми, как Мстислав Всеволодович Келдыш, — сказал Федор Юрчихин, — и о них должны знать будущие поколения, а потому от имени всех космонавтов я прошу удовлетворить просьбу наших ученых. Скоро я отправляюсь в свой пятый полет во главе новой экспедиции на Международную космическую станцию. Надеюсь во время одного из сеансов услышать, что новая станция метро будет называться «Площадь Келдыша». Это будет лучший подарок от мэрии Москвы нашему экипажу…
Я тоже надеюсь, что голос ученых и космонавтов, а также тех, кто знал и работал с М.В. Келдышем, будет услышан. Или вновь победят чиновники?
Владимир Губарев
“Новый вторник”