Чем президенту не угодили пятиэтажки, куда переедут их жители и кто будет заниматься неугодными домами в Москве
Жилищному вопросу москвичей уделил внимание лично Владимир Путин. 21 февраля 2017 года он вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным обсуждал новый этап ликвидации пятиэтажных зданий в столице. Эдуард Белозеров разбирался, как начинали сносить «хрущевки», кто этим занимается и к каким последствиям для города может привести полное исчезновение пятиэтажек.
История вопроса
Идея сноса морально и технически устаревшего столичного жилья не нова: об этом власти задумывались еще в 1980-е годы. Начавшаяся перестройка спутала планы, и к этой теме вернулись только в конце девяностых. В 1999 году правительство Москвы выпустило постановление о реконструкции «районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения». Под это понятие первоначальнопопали так называемые хрущевки – панельные пятиэтажки серий К-7, II-32, II-35, 1МГ-300, 1605-АМ, которые были возведены в период 1959-1962 годов. В общей сложности речь шла об 1722 домах площадью 6,3 млн кв. метров.
Их сносом стали активно заниматься с 2006 года при мэре Юрии Лужкове. Жители требовали расселить их из аварийного и устаревшего жилья, которое изначально планировалось как временное. По закону, дать москвичам новое жилье взамен квартир в домах хрущевской постройки правительство города обязано бесплатно. Защищает права переселенцев Жилищный кодекс (ст. 32, 89, 134) и закон города Москвы от 2006 года «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений в городе Москве».
Сроки окончания городской программы постоянно переносились. Сперва планировали закончить к 2010 году в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В 2009-м сноспродлили до 2011 года. После вступления в должность мэра Москвы Собянин в 2011 году инициировал новую городскую программу «Жилище», в которой обещал снести последние пятиэтажки к концу 2014 года. На данный момент в Москве осталась 71 хрущевка. По словам Собянина, последний этап сноса закончится в 2018 году.
Тем не менее проект по избавлению от ветхих пятиэтажек серьезно обновили. Теперь планируется снести ещё 8 тыc. домов – это 25 млн кв. метров устаревшего жилья, переселив 1,6 млн москвичей. С такой инициативой выступили в середине февраля депутаты Мосгордумы. Капитальный ремонт пятиэтажек обойдется дороже, чем снос и строительство нового жилья, полагают в городском парламенте.
«За последние десять лет это будет самый масштабный проект не только по Москве, но и по стране», –заявил глава Минстроя Михаил Мень. Стоимость нового этапа большой стройки в Москве существенна. Пословам экспертов, на снос жилья могут потратить от 30 до 166 млрд рублей. Сама же программа обойдется в 2,5–3 трлн рублей. Для реализации данного проекта необходимо изменить законодательство и «подход к принципам переселения». Внести соответствующий законопроект собираются уже этой весной, однако его детали пока неизвестны.
Отмеченные Собяниным
Кто занимается строительством? Узнать о заинтересованных лицах можно из документа 2012 года – «Совмещенный график жилищного строительства, отселения и сноса пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения». Этот официальный документ, доступный на сайте района Северное Измайлово, содержит информацию о заказчиках, проектировщиках и подрядчиках.
В список, к примеру, вошло ЗАО «Территориальное управление капитального строительства № 2». Компания специализируется на архитектуре, инженерно-техническом проектировании в промышленности и строительстве. На ее счету немного госзаказов, их общая сумма составляет в данный момент 26 млн рублей.
В апреле 2015 года заместитель гендиректора Валентина Волгина стала почетным строителем Москвы: мэр столицы Сергей Собянин наградил ее за вклад в развитие строительной отрасли города. И сразу после этого знакового события ЗАО «ТУКС № 2» подписало с Департаментом строительства города Москвы сразу два контракта на 30,1 млн рублей. Для победы в этих аукционах компания сыграла на понижение и сбавила первоначальную сумму заказчика на 20%.
Принадлежит ЗАО «ТУКС № 2» крупнейшей инжиниринговой компании Москвы ОАО «Москапстрой» (в компании-учредителе у «ТУКС № 2» также есть доля). Владельцами «Москапстроя» считаются Леонид Моносов и Марина Мамонтова. В 2013 году сообщалось: ОАО принадлежит британским офшорам «Гойя энтерпрайзис» и «Шерио девелопмент». Тогда же прошла информация о том, что фирма Владимира Евтушенко «АФК Система» договорилась о покупке контрольного пакета «Москапстроя» с его акционерами.
«Москапстрой» – один из крупнейших господрядчиков. Компания заключила контрактов на 23,6 млрд рублей. В 2015 году она приняла участие в реконструкции Москвы: получила два аукциона на ремонт московских улиц, проспекта Мира (1,6 млрд рублей) и Долгоруковской улицы (180,1 млн рублей). А в Симферополе фирма «Москапстрой» в 2016 году занималась проектированием многофункционального медицинского центра. Это крупнейший медицинский проект в Крыму: общий объем федеральных инвестиций проекта оценивается в 9 млрд рублей.
В графике строительства домов в Москве за 2013 год есть еще одна компания, имеющая связь с «Москапстроем», – «Центр-инвест». В число учредителей «Москапстроя» входит компания АО «Мосинжпроект», которая до недавнего времени владела активами «Центр-инвест». В ноябре 2016 года «Центр-инвест» продали за 7,39 миллиарда рублей структурам акционера группы ПИК Сергея Гордеева.
Компании со связями
Еще одна компания, занимающаяся сносом пятиэтажек, – АО «Терра Аури». В 2012 году компания выигралаодин из крупнейших заказов – строительство муниципального жилья площадью 136 тыс. квадратных метров на Базовской улице за 8,1 млрд рублей. В 2013 году она заключила контракты на 5,3 млрд рублей с казенным предприятием города Москвы «Управление гражданского строительства».
На тот момент учредитель компании Андрей Белюченко руководил этим государственным предприятием. Издание «Ведомости» писало: у «Терра Аури» было много контрактов с «Управлением гражданского строительства». Но, как утверждал сам Белюченко, никакого конфликта интересов не было, так как он в 2011 году продал фирму своему партнеру Денису Бородако. Судя по сведениям базы «Контур. Фокус», Белюченко до сих пор значится единственным владельцем компании.
В 2014 году Андрей Белюченко покинул мэрию Москвы, а 6 марта 2015 года министр строительства и ЖКХ Михаил Мень назначил его директором Департамента градостроительной деятельности и архитектуры. Параллельно с госслужбой Андрей Белюченко не прекращал заниматься предпринимательской деятельностью.
Бывший партнер Белюченко Денис Бородако, которому он якобы продал «Терра Аури», вошел вобъединение «Группа Родина». Президентом «Группы Родина» значится Антон Винер – пасынок Алишера Усманова. Презентация девелоперского проекта прошла в июне 2015 года, зарегистрирована ООО «Группа компаний “Родина”» годом ранее.
ООО «Родина Управление Проектами» учреждена в 2016 году. В ней три управляющих партнера: Денис Бородако, Владимир Щекин, а также Антон Винер, знакомый по предыдущей компании. Кроме контрактов от правительства Москвы, они получили крупные контракты Управделами президента и ВТБ, в том числе и на стройку к Чемпионату мира по футболу.
Еще один подрядчик по программе ветхого жилья – компания «Мосфундаментстрой-6». Она продала 135 квартир в жилом комплексе «Загорье» на юге Москвы для Управления делами президента России за почти 1 млрд рублей. Ранее в 2014 году Управделами купило 124 квартиры за 1,2 млрд рублей в том же жилом комплексе у ООО «Додон». Главой фирмы является Иван Нестеренко – сын Виктора Нестеренко, главы фирмы «Мосфундаментстрой-6», которая участвовала в том же конкурсе. Дополняет картину тот факт, что миноритарным владельцем компании «Мосфундаментстрой-6» был начальник Главного управления капстроительства Управления делами президента Олег Перлин.
Также компания «Мосфундаментстрой-6» участвовала в подозрительном госзаказе на постройку дома в Бескудникове с начальной стоимостью 1,5 млрд рублей. Судя по документам, это один из домов, построенный по городской программе «Жилище». Компания получила заказ за 1,4 млрд рублей за счет того что конкурирующая фирма «315 УНР» предложила сумму на 47 копеек больше. Подобные ухищрения встречаются нередко – это показатель того, насколько тесны связи между строительными компаниями и, возможно, чиновниками из мэрии, проводящими конкурсы на госзаказы.
В списке компаний-участниц есть и малоговорящие названия: М-2 МП, М-3 МП, М-10 МП, М-5 МП, М-16 МП. Они упомянуты в документе как подрядчики.
Мнение экспертов
Александр Усольцев – редактор проекта «Прогулки по Москве»:
Последствия можно наблюдать хотя бы на примере Щукино. Сносится квартал пятиэтажек, построили две многоэтажки для расселения жителей района и дополнительно застроили оставшееся место. Это приводит к тому, что застройка уплотняется, населения становится больше – начинаются нагрузки на существующую инфраструктуру, качество жизни падает. А расселяют людей, которые не покупают квартиры, им приходится довольствоваться тем, что дают.
Самая главная проблема, что, когда строятся дома под социальное жилье, застройщику часто плевать на инфраструктуру. Застройщик будет делать по минимуму парковки и прочие вещи. Люди, которые сами покупают квартиры на уже насыщенном рынке, они не покупают там, где уж совсем «муравейник».
Еще одна проблема заключается в маргинализации подобных районов многоэтажного социального жилья. Примеры такого были в США и Франции. Как выходить из такой ситуации – толком неясно.
Сейчас это больше даже не экономический, а политический момент. Чтобы перед выборами расселять массовый электорат и делать всё всем хорошо.
Денис Ромодин – историк архитектуры, член Союза краеведов России.
«Строительство домов повышенной этажности и кварталов плотной застройки вместо хрущевок приводит к потере той продуманной планировки, которую разрабатывали архитекторы-градостроители».
По сути, сейчас уже можно подвести итоги. Есть положительные примеры, как это было сделано, например, в Зеленограде или районе Мневники. Есть антипримеры – это Химки-Ховрино, который был идеальным районом с точки зрения планировки. Застройка разными высотными домами от разных подрядчиков привела к дисбалансу в его структуре.
Решение о новом этапе сноса пятиэтажек и строительства жилья в Москве было принято по разным причинам. Это пробуксовка строительства в Новой Москве, где нет грамотных планов развития, тяжело с транспортом и т. д. Это малое количество свободного места в «старой» Москве. Опыт строительства на месте промышленных участков показал, что это довольно дорого. Это разные юридические тонкости, в том числе связанные с компенсацией платы за капитальный ремонт домов, который произведен по сути не будет.
Павел Гнилорыбов – историк-москвовед, писатель.
В 1960-е годы Москве, к сожалению, пришлось столкнуться с вызовом, когда понимаешь, что прежний вариант лучше, но ничего поделать не можешь: появился МКАД, массово сносились села и деревни, которые вошли в черту города, на их месте возводились равномерные скопления новых домов. Пора привыкнуть к тому, что здания первого периода индустриального домостроения уже давно стали историко-архитектурными памятниками. Нельзя использовать обобщающее слово «хрущевки», ведущее нас к стереотипам. Это были дома принципиально разных серий, новые районы делали архитекторы с разным взглядом на городскую среду.
«Да, пятьдесят аварийных домов стоит, пожалуй, снести и расселить, но остальные пятиэтажные здания держат каркас “оттепельной” Москвы».
Увеличение плотности застройки Москвы чревато ее превращением в Мехико или Каир. В бывших странах социалистического блока подобное жилье легко реконструируется.
Эдуард Белозеров
Источник: “Russian Gate”