Дорогая система оповещения МЧС дала сбой

На систему оповещения о надвигающейся стихии спасательное ведомство столицы потратило за два последних года около 15 миллионов рублей, но она оказалась бесполезной

Комиссия по безопасности Мосгордумы намерена инициировать разбирательство, почему 29 мая 2017 года жители Москвы не были оповещены о надвигающемся урагане, жертвами которого стали 16 человек и ещё около 200 получили травмы. Источники Лайфа в МЧС РФ утверждают, что в ведомстве сейчас идёт внутренняя проверка: спасатели пытаются понять, почему не сработала система широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast, которая способна без операторов мобильной связи отправлять СМС в потенциально опасные географические точки. Но система дала сбой, поэтому сообщения людям не пришли. Между тем на систему информирования МЧС потратило за последние два года около 15 миллионов рублей.

Можно было бы избежать большого количества жертв, если бы люди знали о том, что на Москву надвигается ураган. Например, москвичка Лариса написала на своей страничке в соцсети, что она пользуется услугами связи сразу трёх операторов, но ни от одного из них СМС-оповещение она не получила.

— Кого-нибудь предупреждали СМС о надвигающейся стихии? У меня пять действующих симок трёх операторов: “Мегафон”, МТС и “Билайн”, не пришло ни одного оповещения! — написала Лариса Денисова на свей странице во “ВКонтакте”.

Другой пользователь соцсети по имени Денис Дорофеев и вовсе утверждает, что лишь один его знакомый получил СМС-оповещение.

— Судя по всему, подавляющее количество москвичей не получили никаких предупреждений о вчерашнем кошмаре. Точнее, так: из моих знакомых нашёлся только один счастливчик. То есть по факту в век информационных технологий, когда у каждого в кармане мобильный телефон, а то и два, МЧС не может наладить банальную рассылку СМС с оповещениями населения, — пишет Денис.

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов
Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Сейчас городские власти и депутаты Мосгордумы будут выяснять, как такое могло случиться.

— Разберёмся, почему СМС-оповещения пришли не каждому пользователю сети на территории города. Хотя это должно было произойти. МЧС заявило оранжевый уровень опасности, но система оповещения действительно сработала не на 100%, — возмущается председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

По её словам, надо будет выяснить, почему через систему оповещения, а это же не только СМС-уведомления о стихийном бедствии, но и сеть мониторов, расположенных в торговых центрах, на вокзалах, в аэропортах, да и просто на улицах столицы, не были распространены короткие инструкции людям, как себя вести во время стихии.

У МЧС своя правда. Спасатели твердят, что достаточно информировали жителей столичного региона о предстоящем урагане.

— Было организовано СМС-информирование, и все операторы получили необходимый текст для рассылки. По радио и телевидению также звучали предупреждения, — утверждает собеседник Лайфа в МЧС РФ.

В Главном управлении МЧС по Москве Лайфу заявили, что сообщение с текстом предупреждения было направлено в “Мегафон”, “Билайн” и МТС.

Сотовые операторы от этой истории дистанцируются. В МТС Лайфу рассказали, что МЧС разослало уведомления клиентам компании самостоятельно, без участия самого оператора.

— МТС не задействован в этом процессе. МЧС направляет уведомления напрямую нашим абонентам с помощью своей платформы и контент-провайдера. Параметры рассылки также устанавливают в МЧС, — пояснил Лайфу начальник отдела по работе со СМИ в МТС Дмитрий Солодовников.

Представители “Мегафона” признают, что проводили СМС-рассылку по просьбе МЧС РФ.

— Одна рассылка прошла по Москве, другая — по Московской области. Рассылки были осуществлены в соответствии с требованиями МЧС относительно зоны и времени действия, — рассказала представитель “Мегафона” Ольга Кузичева, но не уточнила, в какое время рассылались СМС-оповещения.

В “Билайне” Лайфу рассказали, что начали производить рассылку во второй половине дня 29 мая.

<p>Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков</p>Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Мы получили запрос от МЧС на проведение оповещения населения во второй половине дня и сразу же по заложенным координатам начали рассылку по технологии CellBroadCast, — сообщила представитель компании Анна Айбашева.

Сотовые операторы так и не смогли пояснить Лайфу, почему большое число абонентов так и не получили сообщения.

Источники Лайфа в МЧС говорят, что в ведомстве сейчас идёт внутренняя проверка. Инженеры и техники выясняют, как сработала система широковещательных информационных сообщений Cell Broadcast. Именно с её помощью информируется население без привлечения сотовых операторов.

Рассылки абонентам проводятся в соответствии с параметрами, которые определяет МЧС. Именно само ведомство решает, в какое время делать рассылку и каких районов города она должна коснуться. Поэтому сообщения получают только те абоненты, которые именно в это время оказались в опасной зоне.

— Для этого и разрабатывалась система Cell Broadcast, — говорит источник Лайфа в столичном управлении спасательного ведомства. — Как операторы могут сами делать такие рассылки на основании запроса МЧС, так и мы сами можем делать это через систему Cell Broadcast, без участия оператора.

Сейчас техники МЧС выясняют, по какой схеме проходили информационные рассылки — через сотовых операторов или спасателей. Возможно, система дала сбой, поэтому не все жители столичного региона получили предупреждения.

Как выяснил Лайф, только в 2016 году столичный главк МЧС потратил около 15 миллионов рублей на системы по информированию и оповещению населения о надвигающихся чрезвычайных ситуациях — ливнях, ураганах, превышении допустимых норм содержания углекислоты в атмосфере и радиационном фоне. В 2017 году расходы ведомства на эти же цели составили чуть больше 2,6 миллиона рублей.

Фото: © wikipedia.org
Фото: © wikipedia.org

В МЧС РФ говорят, что не все мобильные телефоны поддерживают технологию Cell Broadcast.

— Система оповещения на платформе Cell Broadcast работает только в 2G-сети, простые аппараты с ней справляются хорошо, но в смартфонах поддержку этой функции владелец должен выставить в настройках самостоятельно. В iPhone, например, CBC может работать со сбоями, — рассказывает источник Лайфа в спасательном ведомстве.

Лайф направил запрос в МЧС с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг СМС-рассылки 29 мая, однако там не смогли оперативно ответить.

Между тем 24 мая 2017 года Госдума РФ приняла правительственный законопроект, который поможет избежать повторения подобной трагедии. Речь идёт о поправках в закон “О связи”, которые обяжут и самих операторов сообщать абонентам об опасностях природного и техногенного характера.

По данным Следственного комитета, жертвами стихии в столичном регионе стали 16 человек: 11 — в Москве и 5 — в Московской области.

Ранения различной степени тяжести получили 170 человек, из которых 22 ребёнка. 108 человек по-прежнему находятся в медучреждениях Москвы и Подмосковья. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв распорядились выплатить по одному миллиону рублей семьям погибших при урагане.

Власти Москвы утверждают, что стихия нанесла колоссальный урон городскому хозяйству, который, по предварительным данным, оценивается более чем в один миллиард рублей. Повреждены оказались более 1,9 тысячи машин, кровля более 180 домов, повалено больше трёх тысяч деревьев. Ликвидацией последствий стихии в Москве занимаются более 20 тысяч сотрудников коммунальных служб и МЧС РФ.

Николай Добролюбов

Источник: “Life”

“Life”, 30.05.17, “Стоимость одного СМС — жизнь”

Журналист Игорь Мальцев — о роли МЧС в гибели москвичей во время урагана и той цене, в которую оценили нашу жизнь столичные власти.

От результатов краткого, но разрушительного катаклизма в Москве на самом деле в шоке не только москвичи и прочие россияне. В шоке даже те мировые СМИ и отдельные авторы, которые в симпатиях и жалости к русским никогда не были замечены. Конечно, весь мир привык, что на свете есть территории, где ураганы, торнадо и прочее — привычная часть метеоландшафта. Москва с её среднеумеренным климатом как-то не вписывается в тропические расклады. От неё ждут обморожений, минус тридцати и замороженной водки у бомжей. Но никак не настоящего урагана.

Я не знаю, будет ли объявлен траур, хотя налицо массовая гибель горожан в мирное время. Если подсчёты МЧС на сегодня верны, то 16 человек. Это, конечно, реальный шок.

Можно ли было этого избежать? И тут начинаются разные вопросы и не менее диверсифицированные ответы.

Сейчас пока всё сводится к тому — особенно со стороны публики, — что мало кто получил штормовое предупреждение по телефону коротким сообщением.

“Разговоры об отсутствии эсэмэсок от МЧС москвичам о надвигающемся урагане — во многом повторение ситуации 2012 года, когда в результате чудовищного наводнения на Кубани погиб 171 человек. Правда, тогда только заступивший в должность главы МЧС Владимир Пучков признал, что система оповещения в Крымске была провалена. Пять лет назад вовсю циркулировали цифры, озвученные главой СКР Бастрыкиным, говорящие о том, что оповещение о чрезвычайной ситуации получили лишь 52 человека из 60 тысяч населения города”, — пишет автор телеграм-канала “Методичка”.

По их мнению, оплошность МЧС пытался прикрыть губернатор Александр Ткачёв, хотя на деле он спасал собственную карьеру.

Интересно, с каких пор вообще кто-то надеется на спасительное СМС? А ещё важнее — кто из получивших СМС мог представить масштаб бедствия, если все говорят, что такого не было в Москве столетие?

Я вообще мало похож на адвоката МЧС, а просто давно живу в городе и помню, что, лично делая ремонт, первым делом вырвал из стены эту проклятую радиоточку, которой были оснащены все советские квартиры. Что не мешало городу исправно списывать с меня деньги за её существование ещё лет двадцать потом. Думается, так поступил каждый, кто оборудовал квартиру по своему вкусу, а не жил в съёмной. Потому что мы выросли под бубнёж этой радиоточки — и она уже реально достала. Но у неё была кроме тупопропагандистской ещё одна функция — оповещение о начале войны и прочих катаклизмах. Но проехали — системы оповещения нет.

Что-то должно было её заменить. Решили, что это будут короткие сообщения по телефону. Модно, современно, разумно. Но, как выясняется каждый раз, когда случается нечто страшное, — не работает. Кто-то получил. Кто-то не получил. Всё как всегда. Что делать — никто не знает.

В результате в серой зоне обсуждения разные околополитические безумцы уже распространяют конспирологические версии произошедшего. Вот уже один макеевский писатель строчит: “Думаю, на оповещение про ураган был запрет”.

Это очень тонко! В рамках подготовки к 12 июня (демонстрация и её жёсткий разгон) и к прямой линии. Тема будет: “Не можете без начальственной заботы, балбесы. Сидите тихо и ждите указаний, вам скажут, что делать”. Вообще, оно вам надо, такие сплетни? Так скоро вас в геноциде москвичей обвинят.

Но цена одного СМС как цена жизни горожанина — это страшновато.

Кстати, о цене жизни. Город обещает дать по миллиону рублей (17 705,74 USD на сегодня) семьям погибших. Обычно, как пишут в оппозиционных СМИ, “в нормальных странах” существуют исследования по поводу цены жизни гражданина. Там очень много факторов, которые должны быть учтены. Это совокупный пожизненный доход (среднедушевой пожизненный доход человека); средний ВВП на душу населения; совокупный пожизненный доход и средний ВВП на душу населения, скорректированные исходя из вероятности смерти в том или ином возрасте; общественные издержки на воспроизводство человека; баланс накопленных и потреблённых человеком материальных благ и услуг. Есть такие подсчёты и у нас. Вот считайте, что ответ на все эти вопросы — почти 18 000 долларов. Немного мы с вами нажили. Совсем немного.

Игорь Мальцев

Ранее

Результаты опроса радио "Свобода" обрушили Навального

Далее

От вейперов до секс-шопов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru