Правозащитники требуют освободить работников гражданской авиации (пилотов, бортпроводников, диспетчеров и др.) от необходимости предъявлять результаты тестов на ВИЧ и гепатит по месту работы
Соответствующее обращение на имя министра транспорта Максима Соколова 7 августа отправили представители некоммерческого партнёрства “Е.В.А.”, общественной организации “Вместе против гепатита” и организации “Коалиция по готовности к лечению”.
Поводом для обращения стал проект приказа Минтранса России. Он вносит изменения в правила медицинского освидетельствования работников гражданской авиации (проект опубликован 26 июля). В частности, у членов экипажа воздушного судна и диспетчеров при поступлении на работу появляется обязанность предъявлять анализы на ВИЧ и гепатиты В и С. В Минтрансе считают, что такие меры улучшат врачебно-лётную экспертизу.
Однако, по мнению общественников, это может привести к ограничению прав инфицированных граждан. Они напоминают, что ВИЧ и гепатит В успешно поддаются контролю с помощью современных препаратов. Проще говоря, инфицированный, который принимает лекарства, не опасен для окружающих и готов к полноценной работе. Даже при наличии этих заболеваний человек способен вести активный образ жизни и “выполнять поставленные задачи без ущерба для качества работы”. А гепатит С и вовсе полностью излечим. Поэтому эти заболевания не могут быть ограничениями для такой работы, считают активисты.
“Очевидно, что наличие данной нормы с высокой вероятностью приведёт к стигматизации людей, инфицированных ВИЧ и вирусными гепатитами В и С (то есть у окружающих будет заведомо плохое отношение к ним. — Прим. Лайфа), а также может привести к злоупотреблениям на местах и дискриминации”, — сказано в обращении.
Кроме того, правозащитники напоминают, что ещё в 2011 году Верховный суд Российской Федерации вынес постановление о том, что сама по себе ВИЧ-инфекция в любой стадии заболевания не может служить ограничением для работы пилотов гражданской авиации.
Как рассказал координатор проектов по вирусным гепатитам НП “Е.В.А.” Алексей Лахов, активисты ждут не только отмены этой нормы в проекте приказа, но и разъяснения, почему её собирались ввести.
— И в области ВИЧ, и в области гепатитов наука добилась существенного прогресса. В любом случае мы рассчитываем, что наше обращение покажет недопустимость стигматизации этих заболеваний и дискриминации больных, – пояснил Лахов.
В пресс-службе Минтранса сообщили, что пока не получали обращения правозащитников.
— При поступлении оно будет рассмотрено в установленном порядке, —отметили в пресс-службе. — Проект документа … находится в стадии уведомления о разработке и проходит процедуру публичного обсуждения. В этой связи комментировать подробности отдельных положений разрабатываемого документа пока преждевременно.
Авиакомпании пока неоднозначно реагируют на новые порядки. В пресс-службе Utair считают, что “нововведения не предполагают каких-либо кардинальных изменений”. Однако ранее в комментарии представитель “Нордавиа” отметил, что поправки Минтранса могут удлинить процедуру приёма на работу и сделают этот процесс более затратным для авиакомпаний.
Напомним, ранее стало известно, что ограничения также могут коснуться ВИЧ-инфицированных работников морских и речных судов. Соответствующее постановление правительства было опубликовано в конце июня. В Минтрансе отказались комментировать нововведение. В Минздраве рассказали, что это правило распространяется как на тех, кто уже работает на судах, так и на новых работников.
— Кроме того, перечень был согласован с главным внештатным специалистом по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Минздрава России Евгением Ворониным, согласно заключению которого, необходимость сохранения отдельных пунктов по ВИЧ-инфекции связана с ограниченными возможностями контроля за состоянием лиц, работающих на судах, из-за длительности пребывания в плавании, — пояснили в пресс-службе Минздрава.
Источник: “Life”