Зеленые крыши, белый асфальт: как города спасаются от невыносимой жары

Мегаполисы по всему миру ищут способы пережить лето и сохранить жизнь

В течение десяти дней в августе 2003 года Западная Европа страдала от жары, которую ученые признали рекордной за 500 лет. По Франции она ударила сильнее всего: там держалась температура выше 40°С, что привело к 15 тысячам смертей. В остальных странах погибли еще 20 тысяч.

Такие аномалии знакомы и россиянам. В августе 2010 года на европейской части страны несколько дней было около 40°С. В этот период смертность увеличилась на 17,5%, от жары умерли около 14 тысяч человек.

В 2017 году в Европу вновь пришла волна тепла, получившая имя «Люцифер»: на побережье Средиземного моря от Испании до Балкан температура перевалила за 40°С, что на 10–15°С выше нормы. Математические модели, построенные климатологами, прогнозируют повторение подобной жары в Западной Европе каждые 15 лет, в Восточной – каждые 10 лет.

Фото: Benoit Tessier / Reuters

В таких условиях больше всего страдают города. Недостаток зелени, высокая концентрация построек, асфальт на дорогах мешают городу остывать даже после захода солнца. Города превращаются в острова тепла. В населенных пунктах с населением более миллиона жителей среднегодовая температура воздуха может быть на 1–3°С выше, чем за пределами, а вечерами разница может достигать 12°С. В последние 30 лет высокая температура воздуха в США убивает больше людей, чем любые другие погодные явления.

Во многих городах стараются уменьшить температуру воздуха естественным ⁠путем и высаживают растения и деревья, которые дают тень и способствуют охлаждению через ⁠испарение воды. ⁠Канадский Торонто с 2009 года обязывает владельцев новых ⁠зданий больше определенного размера при строительстве высаживать ⁠на крыше растения: летом они защищают от ⁠жары, а осенью и весной помогают снизить нагрузку на городскую систему ливневой канализации.

Похожие требования ввели в 2015 году во Франции: на крышах коммерческих строений необходимо или создавать зеленые зоны, или устанавливать солнечные панели. В Германии за 10 лет, начиная с 2000 года, появилось более 30 млн квадратных метров зеленых крыш.

Однако здесь легко ошибиться. Как выяснили в Цюрихе, на эффект зеленых крыш существенно влияет глубина почвенного слоя и его состав. Если условия не соблюдены, газоны на домах не помогают городу остыть. Кроме того, зелень обычно высаживают на крышах только новых строений, которые в основном появляются на периферии городов, а этого недостаточно – большие площади, особенно в центре, все равно остаются перегретыми.

Комплексный подход к охлаждению города демонстрирует Лос-Анджелес. Там вместо обычных летних 22–23°С в этом году было 30–35°С. Прогнозы ученых показывают, что количество экстремально жарких дней (с температурой выше 35°С) в этом регионе к концу столетия может удвоиться, что повлечет серьезные последствия для здоровья граждан и расходы для администрации. Из-за этого городские власти всерьез озабочены проектами, способными замедлить нагревание.

Как и многие города по всему миру, Лос-Анджелес стремится увеличить площади зеленых насаждений. Для этого город бесплатно раздаетгражданам и владельцам бизнеса саженцы для посадки в частных дворах и на парковках. В 2016 году в рамках проекта на «усыновление» (так власти называют передачу растений желающим) было отдано 18 тысяч деревьев. Город предлагает резидентам до семи саженцев и сам доставляет их к месту посадки, а от «усыновителей» требуется не забывать поливать их.

Также в 2014 году в Лос-Анджелесе был принят закон, который обязывает устанавливать на новые или реконструируемые здания светлые крыши, выполненные из материалов, отражающих солнечный свет. Это долгосрочный проект, который не охладит улицы сразу, однако это должно происходить постепенно по мере того, как город растет и обновляется.

Но самое интересное решение против нагревания касается дорожного покрытия. Асфальт – настоящий тепловой аккумулятор, а в Лос-Анджелесе дороги и парковки составляют более 10% общей площади. Поэтому городские улицы начали покрывать специальным составом, который не только препятствует появлению трещин в асфальте, но и имеет в составе светлый краситель. Дороги и тротуары становятся светло-серыми, а значит, отражают больше света.

Этот подход уже больше 40 лет применяют в Испании в сельском хозяйстве. На спутниковых снимках южной провинции Альмерия хорошо видны большие белые лоскуты – это навесы из ткани и других материалов, установленные над полями. Фермеры начали белить теплицы известью в 70-х годах прошлого века и, сообщает Scientific American, хотя температура окрестных территорий за последние 30 лет выросла на один градус, там, где стоят теплицы, воздух стал на 0,7 градуса прохладнее.

Фото: twitter.com / BSSLosAngeles

Перекраска улиц в Лос-Анджелесе стартовала в мае, на нее администрация выделила $150 тысяч. Пока, пишет Gizmodo, результаты выглядят многообещающими: чиновники отчитываются о снижении температуры дорожного покрытия на 5,5 градуса, а в отдельных местах – на 15 градусов. Пока о снижении температуры всего города говорить не приходится, но в Лос-Анджелесе рассчитывают, что когда проект завершится, горожане почувствуют разницу. По оценке Агентства по охране окружающей среды США, улучшение теплоотражающих характеристик дорог должно охладить воздух в городе на несколько градусов. Это в свою очередь может сэкономить Лос-Анджелесу $90 млн в год.

Проект по побелке дорог должен ответить на множество вопросов. Каким будет эффект светлого асфальта в тех или иных условиях (очевидно, что на небольшой улице с жилыми домами он будет меньше, чем на открытой парковке)? Каким будет его влияние на окружающую среду – например, ветер и формирование дождевых облаков? Какое именно покрытие позволит максимально эффективно отражать тепло? Можно ли снизить издержки технологии, чтобы она была доступна менее богатым городам? От того, какими будут ответы, будет зависеть, последуют ли примеру Лос-Анджелеса другие регионы. Но решение проблемы перегретых городов миру придется искать в любом случае – какими бы ни были причины, жарких дней будет становиться больше.

Ира Соломонова

Источник: “Republic”

Ранее

Коллектор под прессом

Далее

В США прокомментировали поставки Украиной двигателей в КНДР

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru