Катастрофа ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками «ГЛОНАСС-М» на борту не первая в этом году, что свидетельствует о том, что с нашей космической индустрией творится что-то не ладное. В плотных слоях бюрократической атмосферы стало сгорать слишком много бюджетных средств (а в дым превратилось на этот раз около 4 млрд рублей). Подобные аварии не улучшают престиж страны. И рост ненадежности российской техники, увы, не замедляется.
Безусловно, пока еще дымят осколки «Протона» на Байконуре, рано говорить о причинах катастрофы. Создана государственная комиссия, которая и разберется, почему же «скис» разгонный блок ракеты.
Премьер Медведев, не в силах удержаться от сталинского жеста, потребовал немедленно найти виновных. Но будем надеяться, что государственная комиссия не станет искать «вредителей» и «врагов Народного фронта», а проанализирует системные проблемы и организационные просчеты нашей космической промышленности.
Главное, конечно, чтобы истинные результаты работы госкомиссии были обнародованы и публично обсуждались. А не стали бы поводом к аппаратной игре в битве за доступ к бюджету.
Кстати, может быть, госкомиссии следует поискать связь между этой трагедией и событием 7 марта с.г., когда глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин был госпитализирован в госпиталь им. академика Бурденко. У него были диагностированы сотрясение головного мозга и «рваные раны до семи сантиметров в теменной и височной части головы». Кроме того, «в голове у пациента было обнаружено несколько стеклянных осколков».
Пресс-секретарь «Роскосмоса» Алексей Кузнецов сначала заявил, что Поповкин просто упал с лестницы. Но позже пресс-служба ведомства сменила версию: «Причиной внезапного кратковременного ухудшения здоровья, по мнению медицинских специалистов, стало длительное физическое и эмоциональное напряжение, вызванное, в том числе — частыми служебными командировками со сменами часовых поясов и нарушением обычного ритма работы, подготовкой и проведением ряда мероприятий…».
Вскоре, впрочем, выяснилось, что ни длительные командировки, ни смена часовых поясов тут ни причем. На самом деле, Поповкин повздорил с одним из сотрудников «из-за личного пресс-секретаря Анны Ведищевой». И получил удар бутылкой по голове. Возможно, этот удар и стал причиной падений космических аппаратов… Но почему в таком случае стали падать рубль, нравы и надои?
Акрам МУРТАЗАЕВ