Международный центр обороны и безопасности по заказу Минобороны Эстонии выпустил доклад о потенциале и угрозе применения Россией новейшего электромагнитного оружия
В докладе делается несколько выводов относительно возможностей российских электронных вооружений и возможностей их применения в прибалтийском регионе. Так, в частности, делается вывод о том, что развитие электромагнитных вооружения российской армией будет уже в скором времени представлять существенную угрозу возможностям НАТО по обороны Прибалтийских государств и всего Восточного фланга альянса, а также создавать “зоны ограничения доступа” (A2/AD в терминологии НАТО).
Военные аналитики Североатлантического альянса отмечают, что растущие технологические возможности России позволят ей создавать помехи и прерывать коммуникаций НАТО в Прибалтике, а также использовать продвинутые беспилотные летательные аппараты для создания зон электромагнитных помех. Особенно в этом отношении продвинулся Западный военный округ, примыкающий к границам стран НАТО в Прибалтике.
Здесь необходимо сделать отступление и сказать несколько слов о реальной номенклатуре средств радиоэлектронной борьбы, которые имеются на вооружении российских войск. Следует отметить, что бурное средств электромагнитного подавления было обусловлено тем, что Россия, не будучи в состоянии на равных конкурировать со всем блоком НАТО сделала ставку на ассиметричные меры и “дешевый ответ”.
За последние годы было разработано больше десятка комплексов радиоэлектронной борьбы, включая такие известные как “Алгурит”, “Ртуть-БМ”, семейство “Красуха”, а также станции ” Борисоглебск-2″ и “Москва-1”. Причем передовые российские комплексы способны не только подавлять сигнал противника и затруднять для него управление войсками на поле боя, но и к примеру перехватывать канал управления теми бе беспилотными летательными аппаратами.
Всем памятен случай, произошедший несколько лет назад в Иране, когда тамошние военные с помощью российского комплекса РЭБ (специалисты называют в качестве вероятного экземпляра систему “Хибины”) перехватили управление стратегическим американским беспилотником, который залетел на территорию страны из соседнего Афганистана, посадили его на своей территории и потом, скорее всего благополучно скопировали технологии (или поделились ценной находкой с российскими партнерами). При этом, специалисты отмечают, что российские разработки делаются компактными и все более эффективными благодаря использованию новых физических принципов — так, вместо обширного антенного поля для создания помех по всем частотам, выделяется основная несущая частота противника, и глушится именно она, благодаря копированию и цифровой модуляции сигнала.
Между тем, буквально накануне, в прессе появились сообщения о том, что Россия разрабатывает новые виды вооружения на СВЧ-принципах. Об этом заявил советник первого заместителя генерального директора концерна “Радиоэлектронные технологии” Владимир Михеев, который отметил, что ещё в 2011–2012 годах в нашей стране были проведены обширные опытно-конструкторские проработки по теме “Алабуга”. По его словам, под этим шифром шла общая разработка разных направлений дальнейшего развития электромагнитного оружия. Михеев подчеркнул, что сегодня все эти наработки переведены в плоскость конкретных опытно-конструкторских работ по созданию нового электромагнитного оружия. В их числе будут артиллерийские снаряды, авиабомбы и ракеты. Они будут нести мощный и компактный взрывомагнитный генератор.
При этом в докладе, указывается на тот факт, что интерес Москвы к модернизации средств радиоэлектронной борьбы имеет глубокую историю и связан с желанием России нанести ассиметричный урон превосходящим по численности контингентам стран НАТО, а существенный рот вложений в эту сферу предусмотрен госпрограммой вооружений до 2025 года. Активизацию работ в этом направлении, аналитики НАТО связали с уроками пятидневной войны в Южной Осетии, которая выявила неготовность российских вооруженных сил эффективно решать боевые задачи без полноценного информационного прикрытия и работы средств РЭБ
В докладе также признается, что Россия развивает все типы электромагнитного вооружения, в особенности компактного, характеристики которого отрабатывается в ходе “гибридной войны” на Украине и на Ближнем Востоке, причем по мнению НАТОвских аналитиков, эти средства Россия собирается использовать не только исключительно по военному назначению, но и против гражданского населения. Вообще же необходимо указать на тот факт, что в западных подходах к построению системы управления войсками нет четкого разделения на собственно радиоэлектронную борьбу, психологическое противодействие и подрыв морального состояния войск с помощью электронных средств коммуникации и того, что сейчас принято называть происками российских хакеров (в данном случае военных).
Все это понимается в комплексе и России также приписываются исключительные компетенции в этих областях — прежде всего в разрушении НАТОвской системы C4ISR, что можно расшифровать как “Управление, контроль, связь, сбор и компьютерная обработка информации, наблюдение и разведка”. Для разрушения этой системы управления войсками и интеграции разведки в процесс принятия решений, принятой в западных армиях, Россия, по мнению аналитиков НАТО работает в комптютерных сетях, занимается ражиоэлектронной разведкой и расшифровкой криптографических алгоритмов. В качестве одного из поворотных пунктов в разработке Россией таких комплексных методов борьбы авторы доклада отмечают формирование 15-я отдельной бригады радиоэлектронной борьбы, которая воплотила в себе принцип комплексного подхода к ведению эдектронной борьбы на поле боя.
В итоге признается, что доктрина и войска НАТО в Прибалтике и Восточной Европе не готовы к ведению войны при активном противодействии России в сфере новых вооружений, армии стран Прибалтики также признаются полностью неготовыми к ведению сетецентрических войн, в которых Россия существенно продвинулась, рекомендуется перенимать в частности опыт Израиля, в особенности в сфере разработки средств радиоэлектронной борьбы.
Как отмечают специалисты, растущая озабоченность стран НАТО прогрессом России в средствах РЭБ, а также в целом в вооружении на новых физических принципах, связана с тем, что Москва, несмотря на санкционный режим, смогла не просто обеспечить импортозамещение по ряду ключевых компонентов, но и создать полный технологический цикл для средств РЭБ, который стали гораздо эффективнее, и превратились в полноценный род войск, способный по расчетам уменьшать потери в авиации до шести раз, в сравнении с аналогичным боевым применением, без сопровождения радиоэлектронного подавления.
Однако есть еще и немаловажный политический аспект данной проблемы — страны Прибалтики, пусть и являющиеся членами НАТО, находящимися под его военным “зонтиком”, начали осознавать, что все теоретические построения об отсталой России со “ржавой” и устаревшей армией оказываются на поверку мифами, а на границах со странами “Восточного фланга” Севроатлантического альянса появляется сильный и по современному вооруженный противник, с отстроенными (во много благодаря санкциям) производственными цепочками в критически важных оборонных отраслях. В итоге, политические и военные элиты прибалтийских стран начинают нервничать, ощущая, что в случае действительно серьезного конфликта вряд ли их союзники смогут оперативно прийти им на помощью, а весь регион вполне может накрыть та самая “зона ограниченного доступа”.
Источник: “Life”