Как живется людям, терпящим неудобства ради открытия новых станций
Из-за работ по «подключению» к Таганско-Краснопресненской линии метро новой Кожуховской линии в Жулебине, уже привыкшем к метро, до 3 ноября включительно поезда не ходят. Закрыты три станции: «Котельники», «Жулебино» и «Лермонтовский проспект». Вместо них работает уже отработанная система временных автобусов М: линия М1 ходит от «Котельников» до «Кузьминок», а М2 — от «Жулебино» через «Лермонтовский проспект» к «Выхино». Из-за этого каждый день на юго-востоке столицы «осложненная транспортная ситуация». Как москвичи справляются с ней, разбирался «МК».
Шесть часов утра, станция метро «Лермонтовский проспект». Вестибюли закрыты, людей на улицах еще не много, но на самом Лермонтовском проспекте, ведущем к МКАД, уже пробка. Под автобусы М2, которые идут от «Выхино» к «Жулебино» сплошным потоком, зарезервирована и закрыта правая полоса. Водители на проспекте нервничают, экипажи ДПС не дают никому заехать на автобусную полосу, на тротуарах пока спокойно.
Семь часов утра. Пробка на проспекте превратилась в безнадежную. Цепочка автобусов работает так же бесперебойно, как и час назад, но у остановки уже скапливается народ. Автобусы, которые приходят «из города» — от «Выхино» — полупустые, но те, что идут от «Жулебино» внутрь МКАД, уже приходится штурмовать. Автобусы все сочлененные, большие, современные. Салон наполнен примерно как аэропортовский автобус, идущий от выхода на поле к трапу самолета.
— Мам, спать хочу! — грустно произносит девочка с золотыми кудряшками. Облокачивается на руку мамы, а мама хватается за поручень. Это единственная возможность подремать лишние 10 минут.
Подремать перед штурмом
— Мы живем у метро «Жулебино», а детский сад рядом с «Кузьминками», — рассказывает Лариса, мама дремлющей девочки. — В метро обычно удается сесть — нам уступают. Еще неделю так ездить, конечно, невесело. Но на такси или на машине еще дольше!
Большинство пассажиров едут в молчании. Кто стоит, пытается дремать, сидящие тем более.
Автобус останавливается. «Конечная», — почти ласково предупреждает водитель по трансляции. Все выходят; где здесь метро «Выхино», не совсем понятно. Видимо, впереди — там, где тянутся бесконечные серые заборы, а за ними мелькают крыши вагонов. Большинство пассажиров полусонно бредут «туда, куда все», самые активные опрашивают и даже поругивают волонтеров — сотрудников Мосгортранса в желтых жилетках, следящих за порядком и направляющих поток.
— Да что ж это делается! Почему так далеко?! — громко возмущается пожилая женщина, обращаясь к одному из волонтеров.
— Я с вами согласен, я с вами согласен! — нервы у парня железные, он улыбается и направляет пассажирку дальше в сторону «Выхино».
— Когда это кончится! — женщина издает последнюю, самую высокую ноту и гордо удаляется.
Становится жарко
Восемь часов утра. Самое пиковое время. На проспекте без перемен: кряканье и мигалки гаишников, вереница автобусов. Алгоритм таких «наземных мостов» между станциями метро, временно заменяющих закрытые перегоны, впервые был опробован еще в 2002 году, когда вводили в эксплуатацию после ремонта Лужнецкий метромост. Автобусы ходили тогда от «Фрунзенской» до «Юго-Западной» с остановками у «Университета» и «Проспекта Вернадского». Время было выбрано летнее, когда студенты многочисленных вузов юго-запада были на каникулах. Сейчас постарались подгадать под каникулы школьные — но не у всех школьников теперь единые каникулы, многие учатся по триместровой системе и вынуждены ездить в эти дни на учебу.
Автомост между тем все-таки работает исправно. Автобусы идут один за другим. Сняты они со всех концов города равномерно: машин недосчитались в эти дни маршруты в Щукине, Отрадном, Филях, на Щелковском шоссе. А где-то вместо больших двойных автобусов подают одинарные — тоже современные, но вдвое меньше.
— Ой! — выдыхают все сидящие одновременно. На полпути от «Лермонтовского проспекта» до «Жулебино» автобус резко уходит на встречную полосу и тормозит в пол. Оказывается, перед нами — зазевавшаяся белая машинка с большой буквой «У». Водитель автобуса, может, и ругается, но у современных машин хорошая звукоизоляция: пассажирам ничего не слышно. Уже через пару секунд автобус снова разгоняется, учебную машинку останавливает инспектор ДПС.
У конечной — «Жулебино» — положили специальные помосты из мощных досок (пол в избе из таких сделать не стыдно!). На них — настоящая толпа: начинается штурм автобуса. «Да не толкайтесь!» — «А вы не командуйте!» — «Вот устроили тоже!» — «Провались они все пропадом!»: брань не только не виснет на вороту, но и тонизирует, и, видимо, уплотняет в тесном салоне. От «Жулебино» плотность такая же — «как в аэропорту». На «Лермонтовском проспекте» куда хуже: забиваться в салон приходится с разгона.
Станция «Ждановская»
Впрочем, на «Выхино», где к пассажирам автобусов (М2 и обычных маршрутных) добавляются еще и вышедшие из электричек, творится вовсе нечто неописуемое. На часах 8.25, самое время сесть в метро, чтобы к 9 успеть в центр. Перроны узкие. То и дело турникеты перекрываются, чтобы на перронах не создавалась давка и люди не падали на пути. Поезда подходят тоже один за другим, как всегда, но их, разумеется, тоже не хватает. Некоторые ждут следующего поезда, чтобы хотя бы забиться туда в первых рядах и занять место у нерабочих дверей.
— Ха, «Выхино» в своем репертуаре, — смеется мужчина в черной куртке со старомодным дипломатом военно-канцелярского образца. — Я помню, еще в восьмидесятые то же самое было. А на «Кузьминках» и вовсе было не сесть! Да, станция еще называлась тогда «Ждановская» — ждать надо было, пока воткнешься в вагон!
Да, «Кузьминки» еще впереди: туда приходят временные автобусы М1 от станции «Котельники» и из области. Войти на «Кузьминках» в вагон удалось лишь паре человек, и то с разгона. Пора в московском метро вводить должность «толкача», уплотняющего пассажиров в вагон…
— Смех смехом, а доехали быстро — всего на пять минут медленнее, чем когда работает метро! — смотрит на часы мужчина в красном пуховике. Александр — так его зовут — живет у «Лермонтовского проспекта» и каждый день ездит на работу в Тушино. О новой Кожуховской линии он слышал мало.
— Неудобства от временного закрытия станций есть, конечно, но одну неделю пережить можно. А вот что будет, когда на эту же ветку станут садиться пассажиры новой линии, большой вопрос…
Справка “МК”
Кожуховскую линию метро (на схемах она будет обозначаться розовым цветом) начали проектировать еще в 1989 году, а в действие она будет введена в 2018 году. Она пройдет от станции «Нижегородская улица» (пересадка на ст. м. «Авиамоторная» и платформу «Новая» Казанского направления) до станции «Некрасовка» в одноименном новом районе за МКАД. На линии будет восемь станций: «Нижегородская улица», «Стахановская улица», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино» (пересадка на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Именно в районе станции «Косино» сейчас, под действующим участком метро, прокладывают новые тоннели, что потребовало перерыва в движении ради безопасности пассажиров.
Источник: “Московский комсомолец”