Наш ответ «райскому досье»

Как российские миллиардеры отреагировали на разоблачения

Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обвинил Алишера Усманова и Юрия Мильнера в использовании средств российских госкомпаний для покупки соцсетей.

Владелец фонда DST Global Юрий Мильнер (№544 в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes, состояние $3,5 млрд), ставший единственным россиянином в списке 100 величайших бизнес-умов современности, составленным редакцией американского Forbes, оказался одним из россиян-миллиардеров, вовлеченных в скандал, вызванный новыми разоблачениями офшорных сделок.

В новом досье, получившем название Paradise Papers («Райские досье»), фигурируют также российские миллиардеры Алишер Усманов F 5, Роман Абрамович F 12 и, косвенно, Леонид Михельсон F 1, Геннадий Тимченко F 4 и Кирилл Шамалов F 74.

Около 13,4 млн документов бермудской юридической фирмы Appleby, занимающейся регистрацией офшорных компаний на Кайманах, Бермудах, Гернси, Британских Виргинских островах и в других «офшорных гаванях», были переданы неизвестным в распоряжение Süddeutsche Zeitung. Немецкая газета поделилась ими с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ). Было проведено расследование, в котором принимали участие около 400 журналистов из 67 стран мира, представляющих в том числе британскую The Guardian, американскую New York Times, французскую Le Monde и российскую «Новую газету».

Юрий Мильнер

Изучив документы «Райского досье», американская The New York Times опубликовала материал «Кремлевская наличность стоит за инвестициями миллиардера в Twitter и Facebook», в которой говорится о том, как «контролируемый государством банк в Москве помог подъему Юрия Мильнера в Кремниевой долине». Издание со ссылкой на полученные документы рассказало, что возглавляемая М​ильнером DST Global на деньги государственного ВТБ покупала акции соцсетей с целью обеспечения стратегического политического влияния. Газета сообщила, что в 2011 году ВТБ выделил DST Global $191 млн, что помогло инвестфонду купить долю в Twitter.

Из документов компании Appleby также следует, пишет «Новая газета», что возглавляемая Усмановым структура «Газпрома» — «Газпром инвестхолдинг» — контролировала и финансировала зарегистрированную на Британских Виргинских островах фирму Kanton Services, которая участвовала в покупке акций социальной сети Facebook. Kanton Services вложила деньги в DST Global Мильнера для покупки акций Facebook до того, как акции соцсети взлетели в цене после IPO в 2012 году.

Скупать акции Facebook DST Global начала еще в 2009 году и с тех пор собрала около 10%. (О том, как одному из совладельцев DST Юрию Мильнеру удалось купить акции Facebook и почему эта сделка оказалась судьбоносной читайте в материале Forbes «Юрий Мильнер. Рука Москвы»).

Сразу после публикации в The New York Times на страницах издания было опубликовано официальное заявление DST Global, в котором читателям газеты предоставлена дополнительная информация, призванная прояснить контекст, в котором проходили эти сделки. В заявлении отмечается, что в письме говорится, что штаб-квартира DST Global находится в Гонконге и ничего необычного в том, что компания принимает средства от различных международных структур, в том числе государственных.

«Facebook и Twitter — всего две интернет-компании из 30, в которые вкладывалась DST Global, среди них Airbnb, Spotify, JD.com, Zalando и Alibaba. С 2009 года DST Global инвестировала $7 млрд в потребительский интернет-сектор, большая часть этих средств была вложена в компании вне США, менее 5% финансов поступило от банка ВТБ», — говорится в заявлении. В компании подчеркнули, что ВТБ был единственной российской госструктурой, сделавшей инвестиции в DST Global.

В официальном заявлении DST Global отмечается, что все ее инвесторы, в том числе Усманов и банк ВТБ, были пассивными: они предоставляли компании право выбора, куда вкладывать свои средства. Сама DST Global также «была пассивным инвестором для Facebook и Twitter», то есть не оказывала никакого влияния на производимые этими компаниями операции.

В DST Global напомнили, что компания еще в 2013 году вывела свои средства из Facebook, а из Twitter — в 2014 году, задолго до начала президентской гонки в США.

Cам Мильнер в письме, опубликованном в издании Recode, отметил, что «сама идея, что они работают в пользу России с целью обратить соцсети против американской демократии, является чистой сказкой». «Если бы это было операцией по обретению влияния, мы бы попытались добиться контроля над компаниями. Однако, когда мы согласовывали сделки с Facebook и Twitter, мы не просили мест в правлении и передали все наши голоса основателям, подумав, что они лучше знают, как управлять своими компаниями», — написал миллиардер. Он отметил, что инвестиции DST Global в Кремниевую долину были мотивированы предпринимательской логикой, а не политическими соображениями.

Алишер Усманов

В 2009 году Усманов и Мильнер приобрели около 10% акций Facebook, часть который была продана в ходе IPO в 2012 году, что принесло миллиардерам около $500 млн чистой прибыли.  Как пишет, ссылаясь на документы Appleby, The New York Times, одним из инвесторов DST на деле была 100-процентная дочка «Газпрома» — компания «Газпром инвестхолдинг», гендиректором которой до 2014 года был Усманов. «Дочка» «Газпрома» выделила DST «сотни миллионов долларов» через зарегистрированную на Британских Виргинских островах Kanton Services.

«Новая газета» уточнила, что «за месяц до того, как акции Facebook взлетели в цене», Kanton Services продала принадлежащие ей акции социальной сети компании Усманова. Мильнер подтвердил консорциуму ICIJ, что Kanton Services была одним из инвесторов при покупке акций Facebook. Но отметил, что нельзя говорить о том, что для инвестиций в Facebook были использованы средства «Газпрома», так как офшорная Kanton Services могла использовать для этого и другие источники финансирования.

Представитель «Газпром инвестхолдинга» по электронной почте сообщил ICIJ, что деньги Kanton Services выделялись на «общекорпоративные цели». «Российские чиновники не причастны к этим займам», — подчеркнул он.

Пресс-служба Усманова отметила, что миллиардер не использовал средства «Газпрома» в личных целях и будет защищать свои законные права и интересы в суде. «Все инсинуации в отношении якобы использования господином Усмановым в личных целях средств «Газпрома» являются лживыми и не соответствуют действительности», — цитирует заявление пресс-службы агентство ТАСС.

В пресс-службе подчеркнули, что Усманов и аффилированные с ним компании «всегда не только соблюдают букву и дух закона, но и действуют в строгом соответствии с принципами корпоративного управления и этическими нормами».

Леонид Михельсон, Геннадий Тимченко, Кирилл Шамалов

Из документов, опубликованных ICIJ, следует, что действующий министр торговли США Уилбур Росс (занимает этот пост с февраля 2017 года) владеет зарегистрированной на Маршалловых островах транспортной компанией Navigator Holdings Ltd., которая сотрудничает с «Сибуром» (принадлежит Леониду Михельсону F 1, Геннадию Тимченко F 4, действующему и бывшему менеджменту, включая президента компании Дмитрия Конова F 193 и гендиректора «Газпром нефти» Александра Дюкова F 189, Кириллу Шамалову F 74, двум китайским компаниям — Sinopec и Фонду Шелкового пути).

«Среди крупнейших клиентов Navigator — зарегистрированная в Москве нефтехимическая компания «Сибур», в рамках работы с которой Navigator с 2014 года получил $68 млн выручки», — говорится в документах. Консорциум ICIJ напомнил, что Тимченко входит в санкционный список США.

В «Сибуре» рассказали, что для транспортировки сжиженного углеводородного газа (СУГ) из порта Усть-Луга компания выбрала несколько перевозчиков, способных предоставить суда ледового класса, подходящих для климатических условий Балтики. В их число попала и Navigator. В первом полугодии 2017 года расходы по контрактам с Navigator составили 2,8% от расходов компании на логистику ($15,9 млн из $557 млн). «Сибур» выражает удивление политически ангажированной трактовкой в некоторых публикациях в прессе обычной коммерческой деятельности», — цитирует заявление компании агентство ТАСС.

В компании напомнили, что в ходе проверок «Сибура» контрагентами после введения санкций против Тимченко не было выявлено никаких нарушений.

Роман Абрамович

По информации «Новой газеты», Appleby несколько лет вела дела зарегистрированной на Бермудах компании Russia Forest Products, которая контролировала крупнейший на Дальнем Востоке лесопромышленный холдинг RFP. В августе 2008 года, ссылается издание на документы ICIJ, Абрамович попытался купить 31,17 % акций Russian Forest Products за $168 млн. После того, как сделка не была утверждена властями Бермудских островов, юристы Appleby провели ее через Британские Виргинские острова.

В издании отметили, что представители Абрамовича и RFP Group отказались от комментариев.

Андрей Злобин

Источник: “Forbes”

Ранее

«Русь сидящая» подала иск к ФСИН из-за заявлений о невыполненных работах

Далее

ФСБ заинтересовалась капремонтом в Москве

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru