Как следует из размещённых на портале грантов Правительства США сведений о проекте Госдепартамента США по поддержке “умеренного образования в Сирии”, объявленного 22 ноября, американское правительство собирается создать в Сирии образовательную систему, направленную на “недопущение роста экстремизма и радикализма в среде сирийской молодёжи, а также предотвращение оттока населения в соседние страны в поисках лучших возможностей в вопросе реализации и недопущения формирования в Сирии потерянного поколения”
Пассажи про умеренное образование и недопущение формирования потерянного поколения в Сирии выглядят довольно лицемерно, особенно если вспомнить, сколько усилий США приложили к свержению светского режима президента Асада и к спонсированию группировок, многие из которых затем примкнули к запрещённым в России “Ан-Нусре” и тому же ИГИЛ.
Вместе с тем, судя по описанию будущей программы содействия созданию образовательной системы послевоенной Сирии, настроены американцы крайне серьёзно. Во-первых, прямо подчёркивается, что гранты должны реализовываться в целях “поддержки и развития состоятельности и дееспособности временного правительства Сирии”. Это крайне важная оговорка, так как демонстрирует тот факт, что США готовятся финансировать структуру, которая тесно связана с Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРО).
Нацкоалиция является зонтичной организацией, которая существует в основном на саудовские деньги и является своеобразным внешним “интерфейсом” для целого ряда вполне салафитских группировок, с которыми Запад не мог, в силу репутационных соображений, вести переговоры напрямую.
На идущих прямо сейчас консультациях этой Национальной коалиции в Эр-Рияде вновь было заявлено об отставке президента Асада как отправной точке в начале политического диалога. Следует отметить, что Нацкоалиция участвует в качестве субъекта переговоров только в так называемом Женевском процессе и не представлена на астанинском треке. Мало того, Нацкоалиция ещё в начале ноября отказалась от участия в конгрессе национального диалога, который был предложен официальным Дамаском и поддержан Россией.
— НКОРС и генштаб ССА подтверждают, что приглашение на эту конференцию является обходом женевских переговоров и международной воли к политическому переходу в Сирии под эгидой ООН, — говорилось в официальном заявлении Нацкоалиции.
Другим же немаловажным аспектом американского финансирования образовательной сферы на подконтрольных антиасадовским боевикам территориях является срок реализации мероприятий. Из средств Государственного департамента США будут выплачиваться зарплаты персоналу восстанавливаемых школ, а также стипендии учащимся — и всё это на срок до 2020 года. При этом, как подчёркивается в тендерной документации, при реализации грантов должна происходить координация с ещё двумя специализированными программами, реализуемыми Правительством США на территории Сирии: Группой содействия транзиту в Сирии, которая действует на севере страны, и Программой содействия в Южной Сирии, оперирующей с территории Иордании.
Это немаловажная оговорка, так как сейчас американское военное присутствие в Сирии как раз сосредоточено в курдских районах Рожавы и вдоль участка сирийско-иорданской границы, где американские контингенты сил специальных операций имеют несколько баз и фактически прикрывают находящихся в близлежащих районах боевиков вооружённой оппозиции. Однако и это ещё не всё: Бюро по делам Ближнего Востока и Северной Африки Госдепартамента прямо указывает, что будет поддерживать так называемые образовательные директораты “временного правительства Сирии” в регионе Риф-Дамаска, неподконтрольной законным сирийским властям части провинции Алеппо и, что важнее, провинции Идлиб.
Напомним, что именно в Идлибе в настоящий момент сосредоточены основные силы, противостоящие правительственным войскам, именно туда в рамках соглашений о ликвидации террористических анклавов вывозились боевики широкого спектра джихадистских движений. Поддержка и тем более финансирование на этих территориях любых административных структур, по сути, означает содействие террористическим группировкам и желание продлить войну, закрепившись в этих анклавах — как было отмечено выше, как минимум до 2020 года.
Вряд ли такое развитие событий понравится сформировавшейся (пусть и ситуативно) коалиции России, Турции и Ирана, всем участникам которой невыгоден американский формат присутствия в Сирии. С помощью Турции часть вооружённой оппозиции удалось включить в астанинский формат, Иран обеспечивает построение так называемого “шиитского моста” и, как и Турция, жёстко против попыток создать курдское государство на обломках Сирии и Ирака. Однако очевидно, что планы США закрепиться в Сирии после разгрома запрещённой в России террористической организации ИГИЛ обретают конкретные очертания и сроки — и в ближайшее время, видимо, стоит ожидать от Вашингтона и дальнейших шагов по оформлению своего присутствия в Сирии через подконтрольные ему “правительственные” структуры, тесно связанные с террористическими группировками, опекаемыми Эр-Риядом.
ИГИЛ – запрещённая в России террористической организации
Источник: “Life”