Трос преткновения

Из-за чего мог отказать двигатель разбившегося L-410

Разрушенный L-410 на месте падения. Фото: © МАК
Производитель самолёта уже признавал серьёзные неисправности в этой модели и рекомендовал не поднимать её в воздух до ремонта.

На прошлой неделе МАК назвал предварительную причину крушения винтового самолёта Let L-410 Turbolet в Хабаровском крае. Комиссия говорит, что борт упал из-за нештатной работы правого двигателя — винт мог перейти в режим реверса. Лайф выяснил, что ещё в прошлом году производитель самолёта признавал наличие заводской проблемы в двигателе с регулятором оборотов винта. Завод разослал тогда всем авиакомпаниям, использующим L-410, экстренную директиву с требованием “приземлить” лайнеры для всеобщей проверки тросов.

В распоряжение редакции попала директива лётной годности, выпущенная заводом-производителем (чешским Aircraft Industries) в 2016-м. Этот документ рассылают всем авиакомпаниям-эксплуатантам, если хотя бы в одном самолёте нашли неисправность.

Титульный лист директивы. Источник: © Aircraft Industries

Титульный лист директивы. Источник: © Aircraft Industries

Директива, с которой ознакомился Лайф, имеет высокий приоритет и посвящена неполадкам в двигателе. Послание касается всех самолётов L-410 UVP-Е20, выпущенных с 2008 года (именно такая модель потерпела крушение). У “братьев” упавшего самолёта нашли опасную конструктивную “болезнь” — склонность к обрыву троса управления винтом. Завод требовал незамедлительно после получения сообщения приостановить полёты лайнеров этого типа. В воздух они могли подняться только после проверки состояния троса и, по необходимости, его ремонта. Все расходы завод брал на себя.

Упомянутый трос отвечает за регулирование оборотов и так называемый шаг винта. Например, перед посадкой конфигурацию винта необходимо изменить: развернуть лопасти под другим углом. Современные самолёты автоматически умеют менять положение лопастей в зависимости от условий полёта. Если автоматика откажет, пилоты с помощью гидравлики вручную меняют положение лопастей.

Но, если предположить, что незадолго до захода на посадку у L-410 оборвался этот трос, экипаж не смог бы даже вручную поменять режим работы винта.

Двигатель, по мнению МАК, ушёл в режим обратной тяги (реверс). Стоило лопастям замедлить или изменить частоту оборотов, самолёт накренился вправо из-за возросшего лобового сопротивления. Экипаж, который, к слову, был очень опытным, ничего не успел предпринять — высота была всего 150 метров. Лайнер начало разворачивать, и он практически плашмя упал в перелесок близ аэродрома.

— Если двигатель не зафлюгировался, а перешёл на реверс, то там такое сопротивление возникнет, что никаких рулей не хватит [вытянуть]. L-410 болезненно реагирует на отказ двигателя и лобовое сопротивление. Если на таком типе самолёта экипаж за три секунды не успеет парировать, процесс становится необратимым, — рассказал Лайфу заслуженный пилот России, бывший лётный директор “Внуковских авиалиний” Юрий Сытник. — В таком случае могло бы помочь, если бы они убрали левый двигатель на малый газ. Тогда бы разворачивающий момент оказался меньше. Но здесь всё происходило мгновенно, экипажу было не до какого-то тросика — какими бы квалифицированными они ни были, вряд ли могли что-то сделать на столь малой высоте.

Флюгирование — это когда лопасти винта поворачиваются “в профиль”. Делается это как раз для того, чтобы снизить лобовое сопротивление в случае отказа двигателя.

Тогда, летом 2016-го, Aircraft Industries писала, что, если трос находится в неправильном положении или частично перетёрся, полёты на L-410 необходимо приостановить до устранения.

Проблемный трос. Фото: © Aircraft Industries

Проблемный трос. Фото: © Aircraft Industries

А сейчас все “турболёты” в Хабаровском крае вновь оставили на земле до выяснения причин. На место приехали представители двух чешских заводов: GE Aviation Chech, который произвёл двигатель, и упомянутый Aircraft Industries. Они изучают обломки. Вскоре после трагедии прозвучали заявления производителей о том, что они готовы увеличить выпуск такого типа самолётов и уверены в его надежности.

В распоряжение Лайфа попали архивные записи обо всех катастрофах, авариях и инцидентах с L-410. Из них следует, что как минимум семь самолётов были потеряны из-за отказа двигателей, в том числе при неправильных последующих действиях экипажа.

А в 1995 году произошла авария, пугающе похожая по сценарию на нынешнюю катастрофу. Самолёт, принадлежавший “Украинским авиалиниям”, перегоняли в Гондурас. При заходе на посадку неожиданно изменился режим работы левого двигателя: он ушёл в режим обратной тяги, или реверса. Экипаж не успел парировать возникший крутящий момент, не успел ни выключить двигатель, ни изменить угол лопастей. На расстоянии двух километров от полосы самолёт врезался в землю левым крылом. Оба пилота, получив серьёзные травмы, выжили. Именно о внезапном включении реверса как о возможной причине катастрофы под Нельканом писал МАК.

Между тем Следственный комитет возбудил уголовное дело и конфисковал записи с чёрных ящиков. Силовики придерживаются двух версий, которые избрали в первый день после трагедии: отказ техники и человеческий фактор.

Маленький 19-местный “турболёт” утром 15 ноября заходил на посадку близ посёлка Нелькан в Хабаровском крае. На борту было два члена экипажа и пятеро пассажиров, в том числе трёхлетняя девочка. Неожиданно самолёт накренился на правый борт и рухнул в перелесок на расстоянии полутора километров от взлётной полосы. В катастрофе выжил только ребёнок — предварительно, девочку прикрыли сломавшиеся кресла. Её с травмами доставили в больницу, прооперировали, и сейчас её жизни ничего не угрожает.

Павел Кочегаров

По материалам: “Лайф”

Ранее

Ольга Сулим: необходимые сведения для проведения процедуры банкротства физического лица

Далее

Сыграем, Герман Оскарович?

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru