Новые подробности громкого «дела о трастах»
В октябре 2017 года Агентство по страхованию вкладов отрапортовало о победе над экс-сенатором Сергеем Пугачевым. В опубликованном АСВ пресс-релизе говорилось, что Высокий Суд Правосудия Англии и Уэльса установил, что «дискреционные трасты Пугачева С.В. являются притворными, а на активы, переданные в эти трасты, может быть обращено взыскание как на собственное имущество Пугачева С.В.». АСВ процитировало судью Бирсса, который установил, что «суть трастов заключалась не в том, чтобы передать контроль над его активами кому-либо еще, а в том, чтобы скрыть свой контроль над ними».
О дальнейших шагах АСВ в связи с этим в пресс-релизе не говорилось, и теперь понятно, почему. Дело в том, что суд также установил, что если Пугачев и прятал свое имущество, то не от АСВ и не от кредиторов, а от своей бывшей жены Галины, с которой он состоял браке около тридцати лет и развелся в 2014 г.
Как заявил судья Бирсс, мотивы Пугачева «заключались в том, чтобы защитить свои активы от его существующей жены». Отвечая на уточняющий вопрос представителя АСВ, судья Бирс еще раз подчеркнул: «Он действительно хотел скрыть это, но не от вас».
Вынося такой вердикт, судья основывался на материалах дела, из которых следует, что трасты создавались Пугачевым в 2011-2013 гг., когда у АСВ еще не было претензий к экс-сенатору, а у него, следовательно, – причин что-то прятать от Агентства. АСВ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении его к субсидиарной ответственности только в декабре 2013 г., а в Высокий суд Лондона с ходатайством о введении обеспечительных мер в отношении активов Пугачева – лишь в июле 2014 г.
О причинах того, почему Пугачев был вынужден спрятать свои активы от Галины, подробно рассказывается в материалах процесса, в котором также принимала участие графиня Александра Толстая, гражданская жена экс-сенатора. В конце ноября 2016 г. в СМИ появились сообщения, что она обратилась в Высокий суд Лондона с иском о разделе имущества. Сумма иска не называлась. Подаче иска предшествовал визит Толстой на одно из судебных заседаний в Лондоне по вопросу о трастах.
Пугачев и Толстая познакомились в 2006 году. Она из-за нехватки денег подрабатывала репетиторством, и ее московский знакомый предложил ей давать уроки английского Сергею Пугачеву, на тот момент влиятельному сенатору и очень состоятельному человеку. Ему принадлежали крупнейшие в России судостроительные заводы, одно из самых крупных в мире угольных месторождений в Туве, огромные земельные наделы в самом престижном районе Подмосковья, французский бакалейный дом Hediard, яхта, самолет и многое другое. Все это стоило не менее 15 млрд долл. Однако Пугачев всегда был очень непубличным человеком, и Толстая о нем даже не слышала.
У Толстой с Пугачевым состоялось всего три урока, после чего они расстались на два года, и случайно встретились снова лишь в 2008-м. На тот момент оба были в браке, но Пугачев не жил со своей первой женой Галиной уже около десяти лет, хотя и не был разведен официально.
С 2009 года пара жила вместе между Россией, Францией и Англией. Были куплены роскошные резиденции: дома в подмосковных Горках-2 и в Челси, самом дорогом и престижном квартале Лондона; второй дом в Лондоне, исторически принадлежавший семье Форбс; «дачи» в Англии; вилла стоимостью 40 млн долларов на острове Сен-Барт в Карибском море. В 2009, 2010 и 2012 годах у Пугачева и Толстой родились дети Алексей, Иван и Мария.
В 2012 году пара рассорилась. Как рассказывается в определении суда, однажды Пугачев приехал к Толстой в дом ее родителей. Граф Николай Дмитриевич Толстой-Милославский, отец Александры, попросил бизнесмена на частный разговор. Граф Толстой расспросил Пугачева о его намерениях по отношению к своей дочери (на тот момент Толстая была беременна их третьим ребенком) и поднял вопрос свадьбы. До этого, в 2009 и 2010 годах, Пугачев обещал жениться на Толстой. Экс-сенатор ответил, что не может развестись, так как его жена заявит огромный иск на его активы. Все это время Пугачев все еще был женат на Галине, с которой состоял в браке с начала 1980-х годов и имеет двух взрослых сыновей Виктора и Александра.
Граф же был обеспокоен финансовым положением своих дочери и внуков. Пугачев ответил, что создал и создает специальные трасты, чтобы их обеспечить. С 2011 по 2013 год все его имущество было действительно вложено в новозеландские трасты. Таким образом, имущество уже не принадлежало и не принадлежит Пугачеву, так как создание траста – это юридический механизм передачи имущества. Бенефициарами трастов являлись Пугачев и его общие с Александрой Толстой дети.
В 2014 году Пугачев развелся с Галиной. Имущество, которое он успел передать в трасты, так и не было поделено с его первой женой. О ее намерениях в связи с октябрьским решением лондонского суда о том, что он скрыл от нее имущество, и на активы трастов ею «может быть обращено взыскание как на собственное имущество Пугачева С.В.», неизвестно.
Антон Виноградов