Почему «Аэрофлот» вынуждает пилотов работать сверхурочно, и как это скажется на пассажирах
Число задержек на рейсах «Аэрофлота» в ближайшие недели может заметно вырасти. Причина простая: многие пилоты уже налетали годовую норму. Из-за долгов по отпускам и отказа авиакомпании проиндексировать зарплату летчики все чаще не соглашаются на переработки.
«Аэрофлот», контролирующий едва ли не половину отечественного рынка пассажирских перевозок по воздуху, нельзя назвать самой дисциплинированной авиакомпанией. В рейтинге пунктуальности перевозчиков по итогам прошлого года он занимал лишь четвертое место.
Сообщения о задержке и отмене рейсов регулярно поступают из разных регионов страны. Так, совсем недавно женщина с грудным ребенком-инвалидом не смогла вовремя вылететь из Саратова. Мама везла девочку на операцию в Москву, рейс «Аэрофлота» был задержан на 29 часов (при этом на поезде из Саратова в Москву можно доехать за 16 часов), операция для ребенка в столичной клинике оказалась под вопросом. В Архангельской области частые задержки и отмены рейсов «Аэрофлота» стали предметом внимания уполномоченного по правам человека. Служба мониторинга омбудсмена Любови Анисимовой сообщила, что с начала 2017 года «Аэрофлот» отменил 50 рейсов из региона, 30 вылетов отправились с задержкой.
Вполне возможно, что к концу декабря ситуация только ухудшится, и вовсе не по причине плохих метеоусловий и технических неисправностей. «Аэрофлоту» не хватает летчиков для обеспечения растущего объема перевозок.
Уставшие крылья
Дефицит летного состава возник в «Аэрофлоте» не вчера, но в последние месяцы обстановка обострилась. Согласно реестру вакансий Росавиации, в середине октября перевозчику не хватало более 300 летчиков, причем больше трети вакантных мест приходилось на командиров воздушных судов различного типа. Это не мешает компании заявлять о грандиозных планах на следующий год, в 2018-м она намерена закупить 44 новых машины, увеличив общую численность самолетного парка до 350 единиц.
В Шереметьевском профсоюзе летного состава считают, что в связи с этим, а также с учетом списания возрастных сотрудников, в 2018 году «Аэрофлоту» потребуется нанять не менее 900 новых летчиков. Однако уже сейчас из-за нехватки персонала, пилотам приходится летать сверх нормы и переносить отпуска.
— В компании «Аэрофлот» накопилась задолженность по предоставлению отпусков пилотам, по некоторым она уже превышает 100 дней. Не отпускают, потому что работать некому. В летний период предлагали сократить отпуска или перенести их на осень. Сегодня просто не предоставляют отпуска в полном размере, — говорит президент ШПЛС Игорь Дельдюжов.
Он отметил, что уже к началу ноября многие пилоты уже выработали норму полетных часов. Согласно 139-му приказу Минтранса РФ от 21 ноября 2005 года, продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал и 800 часов за календарный год. Продолжительность полетного времени может быть увеличена до 90 часов в месяц, 270 часов в квартал и 900 часов в год, но только с письменного согласия члена экипажа.
— У нас сейчас сложилась ситуация, когда летчики очень устали, и работодатель не идет навстречу по индексации заработной платы, поэтому идет массовый отказ от переработки, — говорит Игорь Дельдюжов.
По его словам, «Аэрофлот» пытается противостоять отказникам. Если летчик отказался от переработки не с начала года, то ему, конечно, вернут норму полетного времени в 80 часов в месяц, но по итогам года может получиться, например, 880 часов.
Рабочий график 6/1
Нехватка летного состава привела к тому, что на государственном уровне прозвучало предложение сократить дополнительный отпуск летчиков в шесть раз! Сегодня при налете более 500 часов в год пилот имеет право на 42 дня дополнительного отпуска. Эта норма действует с советских времен, ее ввели после 20-летних исследований о влиянии летной работы на здоровье человека. Теперь предлагается сократить дополнительный отпуск до семи дней, и выплачивать пилотам денежную компенсацию.
В ШПЛС считают такую постановку вопроса некорректной. Понятно, что найдутся летчики, которые согласятся на дополнительные деньги взамен отпуска, но от результатов медицинских исследований никуда не денешься. Накопленное переутомление может привести к тому, что даже суперпрофессионал допустит ошибку в экстремальной ситуации, то есть речь идет не только о здоровье пилотов, но и о безопасности пассажиров.
— Никого не должно смущать, что у летчиков такой большой отпуск. У них, на самом деле, выходных почти нет. На коротких рейсах, на А320, на SSJ-100, пилоты имеют всего четыре выходных в месяц: шесть дней подряд работают, один выходной. Это абсолютно несопоставимо с условиями, когда человек работает пять дней в неделю и имеет 28 дней отпуска, — продолжает Игорь Дельдюжов.
Но, судя по всему, крупнейшей авиакомпании проще изменить правила на уровне страны, чем договариваться со своими сотрудниками. Тем более, что санкции за задержку и отмену рейсов в России намного мягче, чем за границей.
Куда вы денетесь?
По сведениям Росавиации, в октябре 2017 года более 1500 рейсов из отечественных аэропортов были задержаны на два часа и более, значительная часть задержек приходится на внутренние перелеты. В связи с этим в Госдуме предложили ужесточить ответственность перевозчиков за нарушение расписания. Зампред комитета по энергетике Игорь Ананских считает, что большинство сбоев происходят по вине авиакомпаний.
— Количество самолетов ограничено, перевозчики хотят их использовать на 120 процентов. В случае проблемы лайнер нечем заменить, все графики вылетов нарушаются, людей вынуждают сидеть в аэропорту по пять-шесть часов, — говорит депутат.
По его словам, недобросовестные перевозчики пользуются тем, что пассажирам сегодня некуда деваться: зачастую у них нет свободных средств, чтобы оперативно воспользоваться услугами другой авиакомпании, а ждать возврата денег за сданный билет приходится очень долго. Если авиакомпании, выполняющие международные рейсы, дисциплинируют высокие штрафы, а после подписания Россией Монреальской конвенции денежная компенсация пассажиру за задержку вылета выросла до 336 тысяч рублей, то на внутренних маршрутах остались старые правила — 25 процентов МРОТ за каждый час задержки, но не более половины от стоимости билета.
— Поэтому я предлагаю, если задержка по вине авиакомпании превысила три часа, дать пассажиру право вернуть билет в аэропорту вылета и получить на руки его полную стоимость. Пассажир сможет без промедлений улететь другим рейсом. Таким образом, мы порождаем конкуренцию среди перевозчиков и усиливаем права пассажиров, — считает Игорь Ананских.
Ранее в России пытались ужесточить наказание для авиакомпаний за овербукинг (продажу билетов на рейс в количестве, превышающем число мест в самолете). Однако позднее Минтранс сообщил, что перевозчики не согласились с повышением выплат пассажирам до европейских размеров. Вполне вероятно, что инициативу о компенсациях за задержку рейса ждет та же судьба.
Алексей Привалов
Источник: “Версия”