Между совладельцами «Джузеппе» пробежал «мужчина в нижнем белье»
Сицилийские страсти кипят в некогда образцовом семейном бизнесе итальянского ресторатора и отельера Джузеппе Спарта и его татарской жены Наили Спарта. После 20 лет брака партнеры делят в судах имущество и документы, сопровождая процесс пикантными подробностями. На этом фоне седовласый Джузеппе подумывает перебраться в Севастополь, где присматривается к сырному и винному промыслам. Впрочем, у бизнеса в Казани есть наследники: в семье четверо детей.
«Ходит по дому в нижнем белье, везде разложены его вещи, ведет себя как хозяин»
Известный отель и ресторан «Джузеппе» на улице Кремлевской в Казани всегда казался образцом интернационального семейного бизнеса. Чета Джузеппе и Наили Спарта в равных долях владеет ООО «Отель Джузеппе» и ООО «Джузеппе» (юрлицо ресторана). Супруг — директор в обоих фирмах, супруга — его правая рука и первый заместитель.
Однако с лета этого года как в гражданском, так и в Арбитражном судах стали появляться иски от Джузеппе и Наили Спарта как в отношении друг друга, так и в адрес принадлежащих им фирм.
Если судить по данным, опубликованным на сайте Вахитовского райсуда, в семье Спарта произошел ряд событий в духе сицилийского сериала. Трещина в отношениях пошла в марте 2017 года — именно тогда Джузеппе и Наиля перестали вести общее хозяйство. Из объяснений, данных самим Джузеппе сотрудникам ОП «Япеева», следует, что в один из дней, когда он возвращался к себе домой, в июне 2017 года он «обнаружил дома полураздетого мужчину» (фамилия в опубликованных материалах суда вымарана — прим. ред.). По объяснениям Наили Спарта, мужчина «является ее другом и проживает в ее комнате». Также отмечается, что этот мистер Х «ходит по дому в нижнем белье, везде разложены его вещи, ведет себя как хозяин». В этой связи Джузеппе Спарта не может проживать в своем доме.
Супруги якобы уже успели подать на развод. Поскольку мировой суд подобные документы не публикует, точных данных об этом нет, но анонимные источники внутри самого отеля сообщили «БИЗНЕС Online», что брак уже расторгнут.
Вернуть свою половину имущества
Личные отношения супругов не стали бы предметом внимания бизнес-издания, но размолвка потянула за собой и проблемы у гостиничного бренда Казани. Неожиданная встреча с полураздетым другом жены подтолкнула обиженного отельера-итальянца потребовать через суд признать ничтожным договор пожизненного содержания с иждивением, заключенным с собственной супругой. Оказалось, что еще в 2013 году Спарта-муж подписал договор, в соответствии с которым обещал безвозмездно передать жене в собственность свое имущество: половину доли земельного участка площадью 1640 кв. м и половину жилого дома (очевидно, здание отеля «Джузеппе», но данные вымараны судом). Согласно этому договору, супруга Наиля взяла на себя обязательства по содержанию, обеспечению питанием, одеждой и уходу за немолодым Джузеппе. Определена даже стоимость ежемесячного материального обеспечения мужа, которое оказалось весьма скромным, — 20 тыс. рублей. Однако в свете новых событий Спарта решил аннулировать договор и, по сути, забрать себе половину совместно нажитого имущества.
В суде прозвучали аргументы: по факту договор пожизненного содержания с иждивением не исполнялся, поскольку «истец является полностью дееспособным и финансово состоятельным». Приводились конкретные данные о доходах мужа. Так, сумма годового дохода Джузеппе в двух компаниях в 2013 году составила более 840 тыс. рублей, в 2014-м — более 1 млн рублей, в 2015-м — более 1,7 млн рублей, в 2016-м — также в районе 1,7 млн рублей. Около 1 млн рублей Спарта-муж также заработал за половину 2017 года. Отметим, что, по данным «Контур.Фокус», только за 2016 год чистая прибыль двух бизнесов составила 9,4 млн рублей.
«Иждивенец» из отельера вышел неважный. Так что его супруга фактически никогда не исполняла условия договора, считает сторона истца: «Не обеспечивала Джузеппе питанием, одеждой и медикаментами, не обеспечивала ему надлежащего ухода, не оказывала необходимой помощи». Да и в помощи он не нуждался. «Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна», — говорится в решении суда.
Свидетели также не подтвердили суду факт осуществления какого-либо ухода со стороны Наили Спарта по отношению к Джузеппе Спарта. Кроме того, суду не было представлено доказательств того, что с момента прекращения фактических брачных отношений Наиля предпринимала какие-либо действия по исполнению договорных обязательств. Позиция самой Наили Раисовны в решении суда отражена очень слабо. Пожалуй, единственное, что вошло в документ, так это сетования бывшей супруги по поводу того, что Джузеппе Спарта бо́льшую часть времени проводит на работе, уделяя мало времени семье. Но в итоге 25 сентября 2017 года суд принял сторону истца, расторгнув договор пожизненного содержания с иждивением и вернув Спарте-мужу его половину имущества. Сейчас это решение оспаривается в вышестоящей инстанции.
Он ее отстранил от работы, она потребовала документы
Этим, однако, боевые действия не закончились. Как выяснилось из другого решения суда, обиженный муж решил не просто вернуть свое имущество, но и затеял финансовую проверку в обеих принадлежащих им с супругой компаниях. А на это время он отстранил свою вторую половину от работы — «на период проведения финансовой проверки ревизионной комиссией ООО „Отель Джузеппе“ в связи с выявлением фактов нецелевого использования денежных средств».
Но Наиля Спарта посчитала такие действия нарушением трудовых прав — в июле 2017 года она обратилась в Вахитовский суд РТ (напомним, что в ООО «Отель Джузеппе» и в ООО «Джузеппе» Наиля Раисовна занимала посты первого заместителя генерального директора) и в сентябре 2017 года выиграла суд первой инстанции. Впрочем, и эти решения также сейчас обжалуются.
Параллельно супруги продолжают выяснять отношения еще и в Арбитражном суде РТ. Наиля Спарта требует выдать ей все документы по ООО «Отель Джузеппе» и ООО «Джузеппе» начиная с 2013 года. Адвокат, представлявшая сторону Джузеппе Спарта на рассмотрении дела 22 ноября (по иску к ООО «Отель Джузеппе»), заверила, что ее доверитель не против предоставить все документы, но попросила на это 22 дня. Она пояснила, что за годы работы накопилось так много документов, что бухгалтерия не способна сделать это в более короткие сроки. Адвокат Наили Спарта (сама она также явилась на заседание, но наблюдала за происходящем молча) подтвердил, что процесс передачи бумаг начался.
Примечательная деталь ее исков к (бывшему) мужу через арбитраж — кроме бумаг она требует также взыскать с обеих компаний по 150 тыс. рублей компенсации за каждый месяц неисполнения обязательств по передаче ей документов. Из чего складывается сумма, неясно, но, скорее всего, она просто взята с потолка для того, чтобы поторопить бывшего супруга. Однако судья рекомендовал разрешить конфликт мирным путем — добровольной передачей документов. Адвокат Наили Спарта также заявил, что в случае, если все бумаги будут переданы в срок, его доверительница готова отозвать иски.
На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, почему она требует документы через суд, Наиля Раисовна отвечать не стала, лишь поинтересовавшись, «по чьему приглашению» корреспондент издания присутствует в суде.
Джузеппе Спарта подумывает переехать в Севастополь?
Не исключено, что после всего случившегося Спарта подумывает выйти в кэш и уехать из Казани в более теплые края. По крайней мере, в начале ноября СМИ сообщили, что итальянский инвестор Джузеппе Спарта заявил о своем намерении вложить средства в предприятия по выпуску сельхозпродукции, а также другие проекты на территории Севастополя.
Так, Спарта провел деловую встречу с главой севастопольского департамента, курирующего наиболее важные проекты, Николаем Брусникиным. Он рассказал, что заинтересован в организации небольшой площадки по выпуску сыров и молочной продукции, а также теплиц, где будут выращивать травы и овощи. «Место, где будут делать сыры, может стать еще и итальянским культурным центром. В специальном демонстрационном зале посетители смогут посмотреть, как готовят данный продукт, и поучаствовать в тематических мастер-классах», — сообщает DairyNews.ru. Кроме того, Спарта заинтересовался проектом по выпуску и продаже вина и созданием одной из площадок парка на Федюхиных высотах. Приступить к реализации проектов инвестор готов в следующем году. Идея построить отель или ресторан в Севастополе также кажется ему достаточно интересной, сообщает издание.
В профессиональном сообществе отельеров Казани ничего не слышали про громкие события в известном семействе. Все опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты из сферы отельного бизнеса лишь удивлялись и разводили руками — никакой информации ни о разводе, ни о возможной продаже отеля они не знают. Отчасти это можно объяснить тем, что семья ведет довольно закрытый образ жизни. Бывшие работники вспоминают, что Наиля Спарта всегда была предельно осторожна в словах: для принятия даже незначительных решений она всегда сначала удалялась в свой кабинет, а затем уже озвучивала свой вердикт подчиненным.
Генеральный директор туристско-информационного центра Наталья Абрамович, удивленная вопросом, в беседе с «БИЗНЕС Online» смогла лишь сказать, что от постояльцев отеля «Джузеппе» всегда поступают только положительные отзывы. «Клиенты его очень любят — очень комфортный, домашний такой отель с хорошим менеджментом, хорошей инфраструктурой, собственной парковкой, что очень важно для многих клиентов». «Хороший востребованный отель», — заключает она.
Однако сотрудники отеля подтверждают, что их руководители переживают непростую ситуацию развода и теперь делят имущество.
«Господин Спарта обрел в Казани гораздо больше, чем успешный бизнес…»
О жизни сицилийца Джузеппе в Италии и о причинах его переезда в «солнечный» Татарстан ходят лишь различные слухи в духе фильмов Френсиса Форда Копполы и Серджо Леоне. А вот российские страницы его жизни многим в республике довольно хорошо известны. Все начинается в 1993 году, когда немолодой уже тогда итальянец приехал в Казань с целью создания бизнеса.
Что он мог предложить изголодавшимся по dolce vita казанцам? Разумеется, пиццу! Пиццерия на улице Кремлевской была в те годы эдаким культовым местом — туда было престижно сводить девушку на свидание или прийти поесть с семьей в выходные. В стране в те годы только-только отменили карточную систему и потихоньку начала расцветать свободная торговля. Но денег у большей части населения в то время не было, а цены в пиццерии кусались, так что позволить себе полакомиться итальянской едой могли далеко не все. К сожалению, до наших дней легендарная пиццерия не дожила. Были попытки открывать на этом месте другие кафе, но, судя по всему, дело не пошло. Как пояснили «БИЗНЕС Online» на рецепции отеля, сейчас данные площади никак не используются.
В 2000 году Спарта открыл в выкупленном здании пиццерии отель, которому также дал свое имя. Отель «Джузеппе» получился пафосным, немного эклектичным, но очень красивым — с красивой мебелью, мягкими коврами, картинами и почему-то кафельными полами в номерах. Это сегодня «4 звезды» — норма для россиянина средней руки, а в нулевые номера «Джузеппе» просто поражали дворцовой роскошью. Гостям предлагается выбирать из 49 номеров, получивших благозвучные названия известных итальянских городов: Венеция, Флоренция, Салерно, Ливорно, Верона и т. д., площадью от 18 до 85 кв. метров в зависимости от категории. На втором этаже также располагается ресторан, где в том числе подают и знаменитую пиццу от Джузеппе.
Медаль от Шаймиева
С самого начала у Джузеппе Спарта были отношения на короткой ноге со многими представителями местной элиты. «Меня пригласило правительство Татарстана, — не скрывал причин своего переезда в Татарстан сам Джузеппе в интервью „Татцентру“. — Когда я приехал в Казань, то отметил, что власть и особенно президент были заинтересованы в том, чтобы республика развивалась».
Судя по всему, старые знакомые не забывают итальянца и поныне. В 2015 году он получил в Казанском кремле медаль Республики Татарстан «За доблестный труд» с формулировкой «за большой вклад в обеспечение высокой культуры обслуживания населения и многолетнюю плодотворную работу» из рук государственного советника РТ Минтимера Шаймиева в присутствии бывшего вице-премьера Равиля Муратова.
«Джузеппе Спарта преподнес нам большой урок, научил, как надо обслуживать клиентов. У итальянцев есть традиции, система и культура обслуживания. Вы пришли и открыли нам глаза на то, как правильно организовать общественное питание. Для нас это было новое явление», — вспоминал Шаймиев.
В ответном слове Спарта поблагодарил руководство Татарстана за награду и отметил, что для него большой радостью является то, что многие из тех, с кем он здесь работал и кого обучал, открыли свое дело и работают лучше, чем европейцы. Примечательно, что на вручение медали Спарта явился с супругой Наилей, причем они оба с удовольствием фотографировались с Шаймиевым. В сообщениях СМИ того времени также подчеркивалось, что у Джузеппе с его женой дружная семья, в которой растут четверо детей.
Бизнес спасут дети?
Брак, который помог итальянцу получить российское гражданство, был заключен 5 июля 1996 года. Любви не помешала большая разница в возрасте. «Я сицилиец, характеры наши (с характером татар — прим. ред.) схожие: легко вспыхиваем, легко миримся. <…> Здесь чувствуешь себя как дома. А потом я встретил здесь жену… После этого Казань стала моей второй родиной», — откровенничал в интервью Джузеппе.
Правда, как рассказали «БИЗНЕС Online» бывшие работники отеля, у Наили и Джузеппе родилась только одна совместная дочь — Мария-Луиза Спарта. Если верить рассказам сотрудников отеля, остальные дети — три мальчика — были усыновлены супругами. В аккаунте Марии-Луизы в соцсети «ВКонтакте» сообщается, что родилась она 2 августа 1996 года. Среднее образование получала в английских школах, но за высшим пришла в КФУ (Институт управления, экономики и финансов). Родным Мария-Луиза указывает город Таормина на восточном побережье Сицилии с населением чуть более 10 тыс. жителей, расположенный неподалеку от вулкана Этна.
Спарта-младшая продолжает семейное дело: она работает в руководящей должности в ресторане и отеле «Джузеппе». 21-летняя девушка с недавних пор замужем за уроженцем Камеруна по имени Арнольд Беас. Венчание состоялось 6 июля 2017 года в римско-католической церкви Воздвижения Святого Креста в Казани, на торжество пришли и мама, и папа невесты, но на праздничных снимках они выглядят несколько отстраненными друг от друга. Пару обвенчал бывший настоятель прихода — отец Диогенес Уркиза, переведенный сейчас в Саратов. На сайте прихода размещены фотографии торжества, а также даны пояснения, что Мария-Луиза — крестная дочь Уркизы, а Джузеппе Спарта — его давний друг и давний благодетель прихода. Судя по снимкам, у молодой пары уже есть маленький ребенок.
«БИЗНЕС Online» обратился в отель «Джузеппе» с просьбой получить комментарий от Джузеппе Спарта, однако на момент публикации статьи ответа не поступало. Но наше издание готово опубликовать мнения сторон конфликта, если они этого пожелают.
Екатерина Виноградова
Источник: “Бизнес Online”