Трудовые права официальных работников ущемляются так же, как и самозанятых
По данным исследования Высшей школы экономики, социально- экономический кризис 2014-2017 годов фактически уравнял официально работающих россиян с так называемыми самозанятыми гражданами в плане общей незащищенности их трудовых прав. По данным ВШЭ, половина формально трудоустроенного населения страны за эти годы столкнулась с бесправием на рынке труда: работодатели задерживают работникам зарплату, выплачивают жалование или его значительную часть по серым схемам, то есть в конвертах, уклоняются от оплаты отпусков и больничных. Помимо дальнейшего подрыва экономики и удара по интересам россиян такой тренд означает стирание граней между официальным и нелегальным рынками труда. В самом деле: самозанятые труженики, которые работают вне налоговой и пенсионной системы, не платят государству никаких податей, но и не имеют социальных гарантий. Иными словами, трудится такая категория населения исключительно на себя, на свой страх и риск, нередко сталкиваясь с обманом заказчиков и нанимателей. Но получается, что официально трудоустроенные граждане , которые платят налоги и ходят каждый день на работу, мало чем отличаются от своих самозанятых собратьев. И тех, и других в равной степени могут кинуть на деньги, тем и другим , как выясняется, платят черным налом, который не позволяет формировать пенсионное обеспечение. И те, и другие, как установили в ВШЭ, отдыхают и лечатся за свой счет. Однако в такой ситуации психологически проще все же самозанятым , которые изначально не рассчитывают ни на какую социальную защиту и вынуждены сами защищать свои трудовые права.
А вот для тех граждан, которые работают по трудовой книжке, а значит, доверились гарантиям работодателя и надзору государства, вопиющий рост бесправия на рынке труда стал настоящим шоком. Аргументы о том, что кризис подкосил бизнес и нарушил финансовые схемы, служат для них слабым утешением. Конечно, в нынешнем почти чрезвычайном положении на внутреннем экономическом фронте, когда ежедневно разоряются сотни компаний, лихорадит госкорпорации, а малые и средние предприниматели существуют в режиме выживания, затягивать пояса приходится всем. Согласно соцопросам, трудовые коллективы коммерческих предприятий и даже бюджетных организаций больше всего обеспокоены тем, как бы вообще не потерять работу, а не то чтобы вовремя и сполна получать зарплаты. В общем, экономические требования россиян в кризис стали скромнее и осторожнее. Давно не слышно и профсоюзов, которые вроде бы для того и существуют, чтобы требовать с работодателей соблюдения Трудового законодательства. Подчас проблема с нарушением трудовых прав граждан всплывает на самый верх и становится поводом для резких заявлений чиновников и политиков, после чего за конкретные случаи задержек зарплат берется прокуратура. Но поскольку вопрос соблюдения трудовых прав работоспособного населения превратился в масштабную социальную проблему, то одними лишь проверками и прокурорскими предписаниями ее точно не решить.
Между тем, трудовая страна наряду с ожиданием Нового года застыла в предчувствии новых катаклизмов, обещанных, между прочим, самим министром по вопросам открытого правительства Михаилом Абызовым. Еще в середине осени чиновник предупредил, что в начале следующего года Россию захлестнет волна массовых увольнений: по подсчетам министра, работу потеряют свыше 3 миллионов человек. Впрочем, эта цифра – еще цветочки в сравнении с арифметикой, представленной недавно мэром Москвы Сергеем Собяниным, который назвал «условно лишними» аж 15 миллионов тружеников сельской глубинки. А по данным уполномоченного по защите прав предпринимателей и кандидата в президенты РФ Бориса Титова, процесс вытеснения из экономики лишних людей уже и так идет полным ходом: за три предыдущих года (с 2013 по 2016) отечественная экономика потеряла почти 6 с половиной миллионов рабочих мест. Деградация экономики и социальной политики выталкивает массы людей в нелегальный сектор, где трудовые отношения строятся по своим законам, а правильнее сказать – по понятиям. Между прочим, по подсчетам правительства РФ, самозанятых россиян насчитывается уже минимум 20 миллионов человек. Это люди, которые в вопросах выживания могут рассчитывать только на себя, практически никак не пересекаясь с государственными институтами. Эта и без того огромная армия партизан труда полным ходом пополняется за счет новых массовых увольнений и за счет тех официально трудоустроенных работников, которые все чаще разочаровываются в существующей системе легальных трудовых отношений. Помимо социально –экономической это еще и неразрешимая политическая проблема, едва ли не самая острая для российской власти. Но пока что путей ее решения не придумано и не сформулировано. Про 25 миллионов новых рабочих мест, обещанных президентом несколько лет назад, благополучно забыто, эта болезненная тема уже не поднимается. Найдется ли место для этого насущного вопроса в новой предвыборной программе ВВП, покажут ближайшие недели. Но как ни исхитряйся, при нынешнем клубке санкционных, коррупционных и бюрократических проблем, в которых увязла страна, вопроса с достойной работой, зарплатой и жизненным уровнем населения не решить. Поэтому реальная диспозиция сегодня очевидна: каждый выживает как может, но при этом голосовать требуют как надо.
Дмитрий Севрюков
Источник: “Livejournal”