Каждый старт с космодрома «Байконур» становится важным событием не только для его участников и космонавтов,но и для туристов, специально приезжающих из разных стран посмотреть, как, сотрясая землю, ракета взмывает в небо
Туризм на Байконуре активно развивается. По словам представителей местной службы безопасности (а без их сопровождения за пределами городского массива перемещаться нельзя), первые путешественники начали приезжать на старты еще в конце 1990-х. Но сегодня это становится популярным не только среди высокопоставленных гостей (например, руководителей международных корпораций и их приглашенных — такие люди свой статус обычно не афишируют), но и у обычных романтически настроенных граждан — фотографов и влюбленных парочек.
Операторы предлагают путешествия в мир космоса на три-пять дней от 80 тысяч рублей (включая трехразовое питание и авиаперелет из Москвы и обратно). Приехать могут и жители дальнего зарубежья – правда, для этого им все равно придется пользоваться услугами российской турфирмы.
Самостоятельно посетить Байконур нельзя — ни на машине, ни самолетом: вас просто не пустят в город. На въездах стоят посты, которые пропускают транспорт только при наличии сопровождающего из службы безопасности.Документы на въезд и съемочную аппаратуру, включая серийные номера техники, организаторы туров запрашивают у клиентов и высылают принимающей стороне за полтора месяца.
Первый контрольный пункт на пути от аэропорта расположен возле первого же объекта космической тематики – «памятника рыбаку»: такое прозвище в народе дали монументу с изображением космонавта, широко раскинувшего руки в полете.
Служба безопасности строга по-военному: незапланированные остановки на трассах и отклонения от маршрутов практически невозможны. Впрочем, как обычно, многое зависит от человечности и статуса сопровождающего.Группа, с которой ехал корреспондент «Фонтанки», однажды увидела в степи верблюдов и стала умолять на секундочку притормозить ради фотографии, пусть даже не открывая дверей микроавтобуса.
В порядке исключения и по большому секрету водителю разрешили остановиться, а фотографам – открыть дверь и выглянуть, но не отходя от машины.
Рейсы непосредственно в аэропорт Байконура, который называется «Крайний», в широкую продажу не поступают,самолет заполняется служащими «Роскосмоса» и сотрудничающих с ним организаций, их родственниками,студентами-практикантами, журналистами и организованными туристами. Впрочем, в случае отмены рейса или его отсутствия в нужный день журналисты и туристы по крайней мере в одном направлении пользуются услугами другого аэропорта — в городе Кызылорда, что в трех часах езды на автобусе: оттуда отправляются регулярные рейсы в Алма-Ату и Астану.
Туристы приезжают, как правило, на пилотируемые запуски — именно такой состоялся 17 декабря. Приоритет, по наблюдению байконурцев, основан на чистой психологии: когда человек осознает, что в кабине космического корабля находятся люди, а не просто аппаратура, он больше проникается моментом.
Многие потом рассказывают,что смахивали слезы, видя, как улетает ракета, другие почти физически ощущают жар от нее (хотя наблюдение за пуском проходит с расстояния в 1,2-2,5 километра, в зависимости от площадки, на которую вас отправят), третьи говорят, что испытали чувство гордости за страну.
Музей под открытым небом
Город Байконур и сам по себе, даже без космодрома, может претендовать на звание «музея под открытым небом». Здесь сохранены домики Юрия Гагарина и Сергея Королева, в которых те находились перед стартом, и незатейливая обстановка — кровати, стол, огромное старое радио, холодильник. Откровенно новая только одна ее деталь – изображение шампанского, тысячу бутылок которого французский винодел проспорил легендарному советскому конструктору, сумевшему запустить станцию «Луна-3» и сфотографировать обратную сторону спутника Земли (в возможность этого предприниматель не верил).
На улицах Байконура установлено множество монументов, включая макет «Союза» длиной в половину блочного жилого дома, возле которого он стоит, и памятник погибшим при аварии 24 октября 1960 года (тогда произошел взрыв прямо на пусковом столе, с тех пор в этот день на космодроме не бывает стартов). Есть детские площадки с ракетами (правда, порой проржавевшими), фонтаны и даже урны в виде ракет.
Магазины носят «космические» названия, в отелях и аэропорту продаются сувениры — магнитики с фотографией стартующего экипажа (17 декабря на орбиту отправились россиянин Антон Шкаплеров, американец Скотт Тингл и японец Норишиге Канаи) и космическое питание. Правда, цены на лакомства для космонавтов тоже космические: борщ с мясом обойдется в1500 рублей, сок яблочно-черносмородиновый с мякотью — 1720 рублей, макароны с мясом – 1750 рублей.
В городе работают два крупных и современных музея — Музей истории космодрома Байконур и Музей космодрома с открытой площадкой вокруг него, на которой установлен макет корабля «Буран» (посетителям разрешают забраться в кабину) и другая техника.
Да и сама по себе степь, окружающая Байконур, – отдельное большое впечатление для горожанина, привыкшего к сколь-либо динамичному ландшафту со зданиями. В окрестностях космодрома путешественников окружает пустой горизонт, и можно обнаружить себя в такой бескрайней пустоте, что даже непонятно, зачем отсюда куда-то еще лететь: уже тут вокруг ничего нет. Впрочем, следы жизни здесь все-таки присутствуют: зимой на снегу видны многочисленные следы зайцев, нагло нарушающих границы запретных зон и перепрыгивающих через колючую проволоку.
Вообще слово «Байконур» означает «богатая коричневая земля», однако, зимой это совсем не очевидно: степь, тут и там рассекаемая многочисленными рельсами, укрыта снегом, а из растений встречаются только колючие кустарники- в лучшем случае по колено в высоту.
Между прочим, свое название город «украл» у своего соседа. В разгар холодной войны место нахождения космодрома скрывалось, тогда город назывался Ленинском. А Байконыром назывался один из городов неподалеку, и чтобы запутать противника, в нем даже выстроили фальшивый космический городок. Обо всем этом туристам рассказывают в местных музеях, демонстрируя оба населенных пункта на глобусе, где эти точки давно затерты до дыр.
Еще одна достопримечательность Байконура, куда возят гостей, — международная космическая школа. Здесь обучают самых талантливых местных школьников, многие из которых потом, пройдя обучение в вузе, отправляются работать на космодром. В рекреациях школы установлены: капсула космического аппарата, скафандр, фрагменты обшивки из секретного сплава, состав которого не разглашается до сих пор, многочисленные макеты. В одном из кабинетов показывают модели ракет, выполненные учениками, – причем все они, даже те, что изготовлены из обычных пластиковых бутылок, способны летать.
Отдельная печальная сюжетная линия во время экскурсий по Байконуру — это история «Бурана». Об этом успешно осуществленном, но отвергнутом властями и похороненном проекте 1970-80-х сотрудники космодрома говорят как о внезапно скончавшемся близком человеке — то есть в настоящем времени, как о живом. Недавно энтузиасты из числа действующих сотрудников, работавших на проекте, восстановили командный пункт ракеты-носителя «Энергия-Буран», и теперь можно посетить подземный бункер, начиненный аппаратурой, которая осуществила единственный в истории запуск. При этом в нескольких десятках километров от площадки под номером 250А (территория космодрома поделена на пронумерованные площадки) находится здание, в котором тот самый,совершивший полет «Буран» покоится под рухнувшей в 2002-м году крышей…
Командный пункт ракеты-носителя «Энергия Буран» был открыт для посещения туристами совсем недавно. Он был возрожден энтузиастами из числа сотрудников, работавших над проектом, во главе с начальником сектора №32 отдела №3 Сергеем Павлюковым. Один из «Буранов» установлен возле Музея космодрома установлен – туристов запускают даже в кабину. Но тот самый, летавший «Буран» похоронен под обломками крыши
«Но снится нам не рокот космодрома…»
Но главное, ради чего приезжают на космодром, – это стартовые площадки и, конечно, запуск.
Накануне отправления ракеты с площадки «Гагаринский старт» (при пилотируемых запусках) туристам показывают другие стартовые комплексы (действующий и не действующий), подробно объясняя, как устанавливается ракета,куда отходит газ, и откуда подается вода для снижения температуры. Это позволяет понять, что конкретно происходит в минуты запуска ракеты.
В день старта гостей ждет насыщенная программа. С утра (если старт дневной) — проводы экипажа у гостиницы «Космонавт», от которой отходит Аллея космонавтов, где они сажают деревья (ближайшее к гостинице — Юрия Гагарина). Десятки человек — журналистов и туристов — выстраиваются вдоль красной ленточки, настраивая камеры, потом в динамиках включается песня «Трава у дома», и под нее, вслед за родственниками, выходят члены экипажа (включая дублирующий состав) и садятся в автобус.
Еще раз вблизи космонавтов туристы видят уже в скафандрах — во время доклада командира экипажа председателю Госкомиссии. На самом деле, доклад проходит на улице и состоит буквально из одного предложения, что, мол, экипаж готов — после этого космонавты садятся в автобус и уезжают.
Через пару часов нервного ожидания, которое родственники и гости проводят в музее космодрома, наконец,происходит запуск. Несмотря на большое расстояние до комплекса, низкий гул стартующей ракеты превышает звукозаписывающие способности видеоаппаратуры, а зрелище растущих клубов дыма и пара, озаренных огнем,восхищает своей мощью даже самого спокойного зрителя.
Реальность происходящего «догоняет» зрителей сильнее всего, если поблизости от смотровой площадки с неба падают фрагменты декоративных наклеек, отлетевших с корпуса ракеты при взлете. Впрочем, подобрать их на память не получится — служба безопасности следит, чтобы никто не отошел в степь дальше нескольких метров от смотровой площадки.
А вот местные на пуски уже почти не реагируют, спокойно рассуждая, что на улице слишком холодно, чтобы выходить ради этого из машины (или из здания, в котором находятся).
«После пуска ракеты погода портится»
Сейчас в Байконуре живет 70 тысяч человек, он находится в аренде у России, но большинство его жителей — казахи. Россияне трудятся на космодроме, а казахи, по большей части, либо в сопредельной сфере обслуживания,либо вообще не имеют отношения к космической сфере: город достаточно большой, в нем есть магазины,гостиницы, кафе. А на большом рынке торгуют всякой всячиной от китайских товаров и местных сим-карт до вязаных изделий из верблюжьей шерсти и причудливой рыбы «змееголов», выловленной в Аральском море.
К космодрому в самом Казахстане относятся с подозрением.
«Очень страшно, опасно, вредно, на землю постоянно что-то падает, после старта ракеты на следующий день погода портится», – описала свое отношение к космодрому молодая казашка, стоя в очереди на стойку регистрации аэропорта в Кызылорде.
О подобном мнении местного населения на космодроме знают, оно широко распространено и используется местными политиками для лоббирования своих интересов. Город и космодром в аренде у России до 2050 года, что не всем нравится. И это, к слову, не единственный сложный момент в отношениях между странами, как и между представителями разных национальностей внутри самого Казахстана. В 2020 году страна переходит с кириллицы на латиницу: русская часть населения, естественно, называет это бездарной тратой денег, а казахская считает полезным для будущего государства.
К новому космодрому «Восточный» на Байконуре ревнуют: туда переезжают многие специалисты. Остающиеся убеждают туристов (и заодно самих себя), что тот еще не скоро сможет полноценно работать — слишком много всего нужно отладить и протестировать. Однако отправлений с Байконура в последнее время стало значительно меньше: за последний год было произведено порядка полутора десятков пусков, – а раньше, по словам местных,было в полтора раза больше.
Следующий пилотируемый запуск состоится 10 марта (всего их в 2018 году планируется четыре), а ближайший старт на Байконуре — 26 декабря. Ракета-носитель «Зенит-2SБ» должна вывести на орбиту первый ангольский спутник связи «Ангосат», созданный в интересах африканской страны российской Ракетно-космической корпорацией «Энергия».
Алина Циопа
Источник: “Фонтанка.Ру”