По фактам проверки Счётной палаты, выявившей многочисленные нарушения со стороны представителей “Хабаровских авиалиний”, Управление на транспорте МВД возбудило уголовное дело
Пока Следственный комитет и МАК расследуют обстоятельства крушения винтового самолёта L-410 в посёлке Нелькан, транспортная полиция возбудила уголовное дело о злоупотреблении полномочиями против неустановленных пока сотрудников компании-эксплуатанта — “Хабаровские авиалинии”. Дело завели по материалам местной Счётной палаты. Та обнаружила, что перевозчик необоснованно нанял за бюджетные деньги компанию-посредника для обработки почты, а также не перечислил вовремя 14,8 млн рублей налогов.
Субсидия и налоги
Недавно аудиторы Контрольно-счётной палаты (КСП) завершили проверку в ГУП “Хабаровские авиалинии”. Они изучали, как в прошлом году перевозчик потратил субсидию в 297 млн рублей и другие бюджетные деньги. Как выяснилось, несмотря на субсидию, плановое количество рейсов было выполнено только по трём маршрутам из девяти. А самолёты фактически летали полупустыми.
Параллельно выяснили, что бюджет недополучил несколько миллионов из-за неправильных управленческих решений. Из-за того, что прежний директор занижал тарифы на перевозку грузов, бюджет потерял 5,5 млн.
Плюс авиакомпания неоправданно завысила расходы на зарплаты в 28 млн рублей и неэффективно потратила ещё 11 миллионов на выплату штрафов и пеней. А с реестра краевого имущества куда-то “потерялись” данные о 16 зданиях стоимостью 618 миллионов, закреплённых за “Хабаровскими авиалиниями”.
Ещё одна претензия Счётной палаты касается уплаты налогов с зарплат сотрудников. Согласно тому же отчёту, КГУП не перечислило вовремя 14,8 млн НДФЛ. Налоговая дождалась денег только после того, как вмешались аудиторы.
Почтовое дело
Палата не первый раз анализирует работу “Хабавиа” и выписывает предписания об устранении бюджетных нарушений. Однако в 2017-м одними предписаниями дело не ограничилось.
— По материалам Контрольно-счётной палаты Хабаровского края [местное] Управление на транспорте МВД возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (“Злоупотребление полномочиями”), — сообщил Лайфу председатель КСП Хабаровского края Владимир Кондрашов.
Виновным по этой части статьи может грозить лишение свободы до четырёх лет. Фамилии подозреваемых пока не озвучивают — дело возбуждено в отношении неустановленных сотрудников, но следователи отрабатывают всех, кто имел отношение к бюджетным деньгам.
В отчёте КСП говорится, что авиакомпания без достаточных оснований заключила договоры на отправку и обработку почты.
— КГУП “Хабаровские авиалинии” без обоснования оформило договорные отношения с ООО “Авиахаб” в части организации представительских услуг по отправке почты в Хабаровске, а также по обработке почты на складе Хабаровского аэропорта, — говорится в отчёте КСП. — Что явилось злоупотреблением правом и привело к непроизводительным расходам в 1,8 млн рублей.
Возможно, что этот эпизод и лег в основу уголовного дела.
Собеседник Лайфа из почтовой сферы пояснил, что такое представительские услуги, и как на них зарабатывают.
— К представительским услугам прибегают, когда нужно быстро обработать огромный массив писем. Это значит проставить штемпели, сортировать, организовать отправку. Если писем много, проще заключить договор со сторонней фирмой, — рассказал источник. — У заказчика может быть маленький объём почты, но он нанимает специализированную компанию-посредника, с которым может вступить в сговор с целью освоения бюджетных средств.
Фирмой “Авиахаб”, с которой заключали договоры, владеет 31-летний хабаровчанин Дмитрий Демаков. Он одновременно возглавляет местную федерацию конькобежного спорта. Один из основных источников заработка его компании — госконтракты.
Важные пассажиры
Авиакомпания доставляет головную боль местному Комитету по тарифам и Федеральной антимонопольной службе. Согласно документам, с пассажиров брали лишнее за каждый билет: 400 рублей сверху, если билет покупался в кассе, и 100 рублей — если бронировался онлайн.
Это требование Комитет по ценам и тарифам признал незаконным, сообщил Лайфу источник в судах Хабаровского края.
— Бывший директор Дмитрий Тенетко был оштрафован на 25 тысяч рублей, однако сейчас он оспаривает своё привлечение к ответственности, — рассказал источник.
К авиакомпании есть вопросы и у прокуроров. Надзорное ведомство регулярно выступает в судах в защиту интересов пассажиров и сотрудников “Хабавиа”, которых притесняет руководство предприятия. Помимо обычных задержек рейсов и невыплат компенсации притеснение клиентов приобретает экзотические формы.
Как следует из материалов Дальневосточного управления Росавиации, с которыми ознакомился Лайф, авиакомпания якобы отдаёт приоритет VIP-клиентам. Об этом пишет в своём обращении в Росавиацию пассажирка Марина Кухаренко, которую не пустили на борт с билетом.
— В регистрации на рейс самолёта мне было отказано ввиду наличия более важных пассажиров для авиакомпании, у которых были билеты на совершенно другой рейс, — пишет Кухаренко в жалобе Росавиации.
Финансы тянут к земле
“Хабаровские авиалинии” принадлежат правительству края и показывают неплохие финансовые результаты — прибыль в 78 млн рублей за последний год. Но данные судебной базы Хабаровского края и документы Ространснадзора свидетельствуют о том, что авиакомпания уже вошла в режим жёсткой экономии.
Не исключено, что авиакомпания стремится подзаработать на всём, чтобы закрыть растущие издержки. Согласно базе данных СПАРК, себестоимость перелётов растёт: если в 2015-м году издержки компании на оказание услуг по перевозке составили 985 млн, то в 2016-м уже 1,2 млрд.
Приблизительно в начале года в “Хабавиа” начались кадровые перестановки и сокращения. Сотрудники рассказывали в судах, что предыдущий директор поставил задачу “оптимизации штатной численности”.
Степень экономии такова, что персоналу даже не выдают служебную спецодежду: утеплённые куртки, шапки и светоотражающие жилеты. Хотя обязаны по закону. В какой-то момент три сотрудницы “Хабавиа” не выдержали и пожаловались на своего работодателя в прокуратуру. Транспортный прокурор из Николаевска-на-Амуре Александр Шайтанов вступился за женщин — обратился в суд, и судья обязал “Хабавиа” выделить деньги на покупку обмундирования.
Иронично, что впоследствии по приказу краевого Минтранса сократили самого и.о. директора. Тот потом подал в суд, поскольку посчитал, что ему не выплатили компенсацию — почти миллион рублей. В целом руководители в авиакомпании надолго не задерживаются — за три года их сменилось пять штук.
Безопасность под вопросом
К авиакомпании есть претензии и у Ространснадзора. По данным ведомства, аварийно-спасательное подразделение “Хабавиа” не купило спецавтомобиль для поисково-спасательных работ — данный факт отражен в отчёте Ространснадзора по региону. Значит, существует риск, что в случае авиакатастрофы они не успеют спасти тех пассажиров, кто ещё жив. В этом контексте МАК сообщал, что на упавшем L410 не работали аварийно-спасательные маячки. Это значит, что, упади борт в труднодоступной местности, его поиски превратились бы в очень сложную задачу.
Краевое управление ФСБ, кстати, первым отметило масштабные проблемы с безопасностью. Ещё в феврале чекисты писали в прокуратуру о проблемах с противопожарной и антитеррористической безопасностью в аэропорту Николаевск-на-Амуре. На основании этого заявления авиакомпанию оштрафовали на 50 тысяч.
Лайф направил запросы в правительство края и в авиакомпанию с просьбой прокомментировать сложившееся положение дел, но оперативного ответа не получил.
Источник: “Life”