Счетная палата РФ проверила расходование бюджетных средств на мероприятия по импортозамещению плодоовощной продукции. За три года только по картофелю мы просели ниже уровня продовольственной безопасности страны
В 2015 году самообеспеченность России картофелем составляла 105%, в 2016-м — 97%, сейчас — 90%. Это на несколько пунктов ниже уровня, определенного Декларацией продовольственной безопасности страны (95%). Прогноз высшего органа госаудита на ближайшие годы тоже нерадостный: «Объемы производства картофеля могут быть сокращены».
Тем временем «второй хлеб» дорожает: килограмм клубней стоит в среднем 24 рубля.
В сетевых столичных магазинах в коробах лежит нынешняя картошка. «Глаза б на нее не глядели! — негодует старушка. — Клубни или мелкие, или огромные — явно кормовые, для скота. А сваришь — мякоть водянистая, с дурным запашком».
Хозяйки удивляются: «Россия покупает картошку? С нашими-то бескрайними полями? Да мы сами можем кормить ею весь мир!» Увы, за последнее десятилетие ввоз клубней увеличился в два раза.
В России 80% картофеля выращивается на огородах. Но вот данные сельскохозяйственной переписи 2016 года. За последние десять лет картофельное поле России скукожилось в 1,7 раза. Да и то сказать, за минувшие десять лет число домохозяйств в деревнях упало с 20 миллионов до 18. Тридцать тысяч сел исчезли с карты Родины, другие обезлюдели. Старикам не под силу обихаживать огороды: надо землю вспахать, посадить под лопату клубни. Потом полоть всходы, окапывать тяпкой кусты растений, обрабатывать их ядами от колорадского жука. И молодым-то в тягость такой немилосердный труд. Посадят картофель для себя, и все.
Минсельхоз прогнозирует: в нынешнем году личные хозяйства селян сократят поставку клубней в закрома государства еще на три миллиона тонн.
Руководитель департамента растениеводства Министерства сельского хозяйства РФ Петр Чекмарев решил смягчить заключение Счетной палаты: «Картофеля в стране достаточно, тем не менее, хотелось бы, чтобы сельхозпроизводители не снижали площади под картофель. Если снизим, придется картофель завозить, так как почувствуется его дефицит».
Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр похвалился, что Россия сняла часть ограничений на импорт санкционных продуктов, в частности, на картофель. Значит, Франция прибавится к числу старых поставщиков дефицитного продукта — Египту, Китаю, Пакистану, Бангладеш, Израилю, Азербайджану, Белоруссии. И тут время вспомнить русскую поговорку: «За морем и телушка — полушка, да рубль перевоз».
Специалисты Института конъюнктуры аграрного рынка предвещают, что запасы картофеля в прошлый неурожайный год закончатся раньше, чем в позапрошлом — урожайном. Так что стремительного роста цен на картофель не избежать.
Картофель завезут, тут сомнений нет, дефицита не будет. Однако проблемы этого рынка продовольствия останутся.
В общем, трудно вырастить урожай, еще труднее продать. Эксперты утверждают: только 63% клубней крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) и владельцам огородов удается реализовать. А хранить негде. Плодоовощные базы советских времен обустроены по устаревшим технологиям. Новые — редкость. Результат плачевный: до трети «второго хлеба» сгнивает, не доходит до прилавков магазинов.
Юрий Бакшеев
“Новый вторник”