Регион не готов к работе регионального оператора по обращению с ТКО
Экологическое сообщество ХМАО поставило по сомнение реализацию федерального проекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Контракт с региональным оператором будет подписан в ближайшее время на 10 лет, однако чиновники не выполнили главное условие для работы регоператора – создание 5 межмуниципальных полигонов. Самая ближайшая дата, когда начнет работу первая очередь первого полигона – 2020 год. Корректировку сроков ввода объектов кураторы проекта объясняют желанием инвесторов якобы изменить проектную документацию по полигонам. При этом собеседники издания в Росприроднадзоре отмечают, что сегодня особо остро звучит тема и с получением государственной экологической экспертизы, и с незаконным использованием свалок, не включенных в территориальную схему по обращению отходов. Впрочем, немало вопросов у профессионального сообщества вызывает сама терсхема, которая, по оценкам аналитиков, не позволит эффективно реализовать задачи, поставленные федеральным центром. В конечном итоге, по словам участников рынка, за провал реализации проекта ответственность могут понести сразу три заместителя губернатора ХМАО-Югры.
Ответственные чиновники ХМАО проваливают сроки старта федерального проекта по обращению с твердыми коммунальными отходами. К такому выводу пришли эксперты и участники рынка, проанализировав территориальную схему Югры и обновленные планы по возведению пяти межмуниципальных полигонов в Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Нягани и Сургуте.
Одним из условий работы регоператора в Югре было возведение 5 межмуниципальных полигонов. При этом еще в октябре 2017 года в программу по обеспечению экологической безопасности были внесены изменения, согласно которым сроки формирования полигонов смещались от одного года до трех. При этом проекты еще не получили положительного заключения экоэкспертизы и не прошли процедуру общественных слушаний.
«Если анализировать документ, то становится ясным, что в программе значительно секвестрировали перечень строительства муниципальных полигонов. Теперь вся финансовая нагрузка по их возведению ляжет на плечи бюджетов муниципальных образований, что фактически делает невозможным их строительство. Учитывая, что на сегодня определенные группы отходов уже нельзя размещать на полигонах, в Югре нет ни одного объекта, на который бы такие отходы не завозились. А завозятся они, поскольку в регионе не создана работающая схема по обращению с отходами», – озвучивает проблему один из участников рынка.
Перенос сроков строительства межмуниципальных полигонов в Природнадзоре Югры объяснили необходимостью доработки проектной документации, а также задержкой, связанной с переводом земель из лесного фонда.
«Дело в том, что не всем инвесторам, которые заходят на объект, подходят уже разработанные проектные документации по пяти межмуниципальным полигонам. Что касается сокращенных объектов капстроя, то изначально планировалось, что они будут рассчитаны на захоронение отходов. Однако концепция изменилась. В процессе разработки терсхемы количество таких объектов сократилось. Это связано с тем, что сегодня уменьшается количество категорий отходов, которые обязательны к захоронению. Они переходят в категорию сырье. Поэтому необходимость строительства некоторых объектов отпала», – поясняет глава службы Сергей Пикунов.
Между тем один из кураторов реализации федерального проекта по обращению с отходами – региональный Департамент промышленности – презентует первые результаты. В конце 2017 года в автономном округе заключено первое концессионное соглашение на строительство межмуниципального объекта в Нефтеюганском районе для обслуживания Нефтеюганска, Пыть-Яха и районных поселений. Как сообщают в окружной структуре, на объекте предусмотрена 100% обработка отходов и мощности по переработке вторичного сырья и изготовлению продукции с использованием переработанных отходов.
«В апреле 2018 года запланировано начало работ, планируемый срок завершения строительства объекта – 2020 год. По межмуниципальным объектам для Нижневартовска, Мегиона и поселений Нижневартовского района, для Нягани и поселений Октябрьского района, для города Ханты-Мансийска и поселений Ханты-Мансийского района пока разрабатывается проектная документация», – комментируют состояние дел в департаменте.
Впрочем, собеседники издания в Росприроднадзоре указывают, что на сегодня не все объекты получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, а особо проблема отмечена вокруг Ханты-Мансийского межмуниципального полигона. «Еще в прошлом году было дано просто разгромное заключение на этот проект. Больше двух месяцев назад документы поданы повторно. Экспертная комиссия выставила замечания, однако со стороны заказчика – УКС ХМАО (курирует замгубернатора Дмитрий Шаповал) – до сих пор не получена обратная связь. 11 апреля состоится заседание рабочей комиссии, на которой эксперты будут принимать решение о необходимости продления рассмотрения проекта. Однако уже сегодня можно предположить заключение комиссии. О чем можно говорить, если УКС даже не удосужился как-то отреагировать на замечания экспертов», – объясняют ситуацию в Росприроднадзоре.
В то же время сотрудники госведомства указывают на неполноценность самой территориальной схемы по обращению с отходами. Несмотря на то, что в нее попали только объекты, стоящие в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) и имеющие положительную госэкспертизу, практически во всех населенных пунктах региона действуют полигоны, по сути, ведущие полуподпольную деятельность. В качестве примера аналитики приводят свалки в Нягани, Когалыме, Нефтеюганске и Хаты-Масийском районе, а также полигоны в поселках Сорум и Полноват Белоярского района. Напомним, об успешном вводе последних объектов глава Природнадзора Югры отчитался перед окружными правительством и думой.
Оценивая ситуацию по готовности региона к реализации федерального проекта, сегодня участники рынка указывают на несоответствие терсхемы реалиям времени. Со слов экспертов, знакомых с ситуацией, ответственные чиновники региона подготовили абсолютно сырой документ. В частности, «из него невозможно разобрать, где находятся источники образования отходов, отсутствует информация для понимания, какие отходы и как в Югре перерабатываются, насколько долго хватит имеющихся полигонов, а также нет ясности, какие нужны мощности ХМАО по обращению с отходами».
Интерес экспертов привлек и раздел терсхемы «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов». В частности, в проекте документа указано, что в Югре есть мощности по обработке и утилизации, например, отработанных буровых растворов, буровых и нефтяных шламов, различных масел, отходов древесины, а также автомобильных шин.
«Где находятся эти предприятия, и какие у них мощности, почему-то в документе не указано. Если в регионе есть предприятия по переработке автопокрышек, то почему они еще не привлечены к ликвидации крупнейшей в стране свалке шин возле Нижневартовска, в районе озера Кымыл? Или как можно объяснить ситуацию в Советском и Кондинском районах, где все отдаленные поселки буквально завалены отходами от производства лесного комплекса? Вызывает много вопросов и схема расчета образующихся отходов. Разработчики предлагают использовать только данные статистической отчетности, но этого недостаточно, поскольку в среднем по России только 3% юрлиц и ИП сдают данную отчетность, что не позволяет получить объективную картину по количеству и видам образуемых отходов», – делится мнением собеседник издания, предметно знакомый с документом.
Кроме того, в нем представлена лишь перспективная схема движения потоков отходов в формате прямых линий, что не дает возможности определить оптимальный логистический путь между местами накопления отходов и объектами по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению. А отсутствие возможности выбора наиболее короткого пути может являться причиной увеличения тарифов для населения.
Так или иначе, опрошенные изданием источники сходятся во мнении, что регион пока «абсолютно не готов к работе регионального оператора». Самый ближайший срок, когда откроется первая очередь первого полигона – 2020 год. При этом действующие объекты в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нефтеюганске почти переполнены. Контракт с региональным оператором будет подписан в ближайшее время на 10 лет.
«Чем будет заниматься оператор в отсутствие объектов по размещению отходов? На какие цели будут направляться денежные средства, выделяемые в рамках договора Департамента промышленности Югры с регоператором, с учетом того, что схема обращения с отходами в округе также публично не согласована и не принята к утверждению? Не менее важный вопрос, кто будет нести риски за эксплуатацию свалок, не внесенных в ГРОРО, и насколько это согласуется с ФЗ? Это те вопросы, о которых необходимо уже сегодня задуматься ответственным по проекту лицам – заместителям губернатора Геннадия Бухтину, Алексею Забозлаеву и Дмитрию Шаповалу. Сегодня есть версия, что, возможно, несогласованность их действий и борьба за контроль над денежными потоками и привели к такой ситуации. Надо понимать, что за допуск до этих миллиардов будет и спрос со стороны как федерального центра и губернатора, так и силовиков», – резюмировал собеседник в региональном штабе ОНФ.
Ирина Неплюева
По материалам: “Правда УрФО”