Зачем Порошенко объединяет православных Украины?
Верховная рада большинством голосов приняла законопроект, в котором предлагается “поддержать обращение президента Украины к вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии православной церкви на Украине”. Порошенко, озвучивший 17 апреля эту инициативу, пообещал уже до конца этой недели передать обращение народных депутатов проживающему в Стамбуле церковному первоиерарху.
Уместен вопрос, об автокефалии какой именно православной церкви просят президент и депутаты Верховной рады? Ведь на Украине их три — каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), получившая в 1990 году широкую автономию от Русской православной церкви, и две непризнанных во всём православном мире, но опекаемых властями — Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). На самом деле речь идёт о новой, единой поместной православной церкви, которую предполагается создать путём слияния всех трёх упомянутых религиозных организаций.
Строго говоря, ничего плохого в преодолении церковного разъединения и объединении всех православных Украины нет. УПЦ не раз публично подчёркивала, что готова к этому, но происходить объединение должно на основе церковных канонов и покаяния клира самочинно созданных церквей в грехе раскола. Для начала можно было бы представить, наверное, формат некоего круглого стола, где официальные представители УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ обсудили вопросы, препятствующие их диалогу. Но, оказывается, в Администрации Президента Украины всё это представляют совсем иначе.
Первым подробно об инициативе Порошенко написал днём 17 апреля в “Фейсбуке” политолог Олег Медведев, которого украинские журналисты называют спичрайтером президента.
— Украина как никогда близка к появлению такой церкви, что стало очевидным после встречи Петра Порошенко со вселенским патриархом Варфоломеем, — заявил Медведев. — Все епископы УПЦ КП и УАПЦ в полном составе подписали обращение к Константинополю. Настало время для “автокефального крыла” УПЦ МП выходить из схронов, доставать фигу из кармана, резать московскую пуповину и ставить подписи под обращением к Его Святейшеству Варфоломею.
Интересно, что аналогично описывает предполагаемое создание “единой автокефальной украинской церкви” и пресс-служба УПЦ КП: “Мы выражаем надежду, что и среди епископата УПЦ Московского патриархата есть ответственные иерархи, которые действительно беспокоятся о будущем православия на Украине и поддержат усилия относительно канонического признания вселенским патриархом украинской церковной независимости”. При том что глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Черниговский Евстратий (Зоря) в последние дни не раз заявлял, что УПЦ выступает против объединения (в предлагаемом варианте) и он считает это совершенно логичным.
Иначе говоря, “объединение церквей” в окружении Порошенко видят отнюдь не как равноправный диалог, а как попытку взорвать изнутри крупнейшую из них (каноническую УПЦ) и перевести хотя бы часть её (“автокефальное крыло”) в новую структуру, которая будет создана на базе её конкурентов. Вполне очевидно, что священнослужителям УПЦ, которые решат самостоятельно поддержать инициативу Порошенко, сразу же будет оказана — всеми, от чиновников и силовиков до националистов — вся помощь в переводе их храмов в новую церковь. По сути, это банальное рейдерство, причём в масштабах страны.
При этом перевод всех храмов Московского патриархата на Украине в новую структуру целью не ставится.
— Если не присоединится, то на Украине будет две юрисдикции, две канонические церкви: одна будет автокефальная, и ещё одна — в юрисдикции Московского патриархата, — заявил 18 апреля интернет-изданию “Обозреватель” зампредседателя Комитета Верховной рады по вопросам культуры и духовности, председатель подкомитета по вопросам государственной политики в сфере свободы совести и религиозных организаций Виктор Еленский (“Блок Петра Порошенко”), присутствовавший днём ранее на встрече президента с главами парламентских фракций по поводу объединения церквей.
Интересно, что подобный план ещё четыре года назад в деталях озвучивал религиовед из Украинского католического университета (Львов) Андрей Юраш.
— УПЦ на сегодня — это временное общежитие, в котором все пока имеют отдельные квартиры без серьёзных коммуникаций между собой… Наряду с маргинальными группами и элементами в УПЦ существует и укрепляется, современно говоря, идеологически организационный мейнстрим — так называемая проукраинская группа (упомянутое Медведевым “автокефальное крыло”. — Прим. Лайфа), — объяснял Юраш 6 мая 2014 года киевской газете “День”. — Смысл возможных изменений в рамках обсуждаемого объединительного процесса заключается в переформатировании существующих разногласий и церковных юрисдикционных разделений, которые являются в настоящее время. Сейчас абсолютное большинство в “приходском” измерении сохраняется за УПЦ — это около 12–13 тысяч приходов. В УПЦ КП 4000 общин, хоть на бумаге обозначено 4800. Где-то 700 приходов имеет УАПЦ, хотя они пишут о 1200, но их нет столько в реальности. Если произойдёт планируемое объединение здоровых сил УПЦ КП, УПЦ, УАПЦ и если в результате в рамках новой объединённой юрисдикции найдут себя 13–14 тысяч проукраинских приходов, это было бы существенным достижением.
12 ноября 2014 года Юраш был назначен руководителем Департамента по делам религий Министерства культуры Украины — профильной государственной инстанции, проводящей политику в религиозной сфере. Иначе говоря, его предложения оценили.
На этом посту он отнюдь не забывал про “объединительные инициативы”, просто до поры до времени их реализация откладывалась. Свидетельством тому хотя бы весьма красноречивая оговорка, сделанная Юрашем 28 февраля 2016 года в эфире телепрограммы “Последняя баррикада” на “Центральном канале”. Отвечая на вопрос ведущего, сколько сейчас приходов у Киевского патриархата, глава Департамента по делам религий Министерства культуры ответил: “6100 вместе с автокефальной церковью”. То есть в его планах эти религиозные организации уже объединены.
Порошенко уже объявил, что объединительные инициативы должны быть завершены до 28 июля, когда будет праздноваться 1030-летие Крещения Киевской Руси. Иначе говоря, загонять всех в единую подконтрольную власти церковь будут стахановскими темпами.
По материалам: “Life”