Грустный мальчик с гневом внутри

Почему подросток напал на одноклассников?

Лайф узнал об увлечениях и жизненных взглядах девятиклассника, порезавшего ножом учительницу и одноклассниц, а также то, что о нём думают окружающие.

После резни в школе, которую устроил девятиклассник Артём, прошло уже три дня, но Стерлитамак до сих пор не может успокоиться. В городе идут проверки школ и психологического состояния учеников. Родители боятся отпускать детей на занятия, а силовики взялись за инспекции по делам несовершеннолетних, которые должны отслеживать тревожные сигналы в поведении подростков. Руководство самой школы №1 и родители учеников как один заявляют: ничего не предвещало беды. Лайф выяснил, что за внешним радужным фасадом может скрываться мрачная реальность. Близкие друзья Артёма говорят, что его травили в школе, поэтому он решил мстить всем подряд.

“Он этот гнев держал в себе”

Весна выдалась в Стерлитамаке будто осень — дождливая и серая. Серая, как стены школы, в которой учится 17-летний Артём. Утром в среду он устроил в кабинете информатики поножовщину, ранив двух девочек и учительницу, а потом поджёг класс. А уже в четверг школьники, как ни в чем не бывало, убирают во дворе старые листья и пожухлую траву на субботнике. Ребятня беззаботно носится по территории, старшие тащат куда-то в недра школы старенький телевизор.

Даже окна класса, который горел, ничем не выдают своей вчерашней истории. О том, что произошло нечто из ряда вон выходящее, свидетельствует разве что поведение педагогов да пара молодых людей в костюмах и с корочками Следственного комитета, которые выходят из кабинета директора.

Следователи в четверг весь день работали в школе и в больнице — опрашивали потерпевших и преподавательский состав. У директора сейчас куча забот — и порядок навести, и следователям дать показания.

Школа, в которой Артём Т. устроил нападение на своих одноклассников и учительницу. Фото: © L!FE
Школа, в которой Артём Т. устроил нападение на своих одноклассников и учительницу. Фото: © L!FE

— У меня времени на сон нет. Последние сутки только и делаю, что на вопросы отвечаю. Полицейских, следователей, — говорит усталым голосом директор школы №1, учитель математики с 25-летним стажем Наталья Муратова.

По словам Муратовой, на Артёма, у которого недавно был день рождения, никто из одноклассников или педагогов не жаловался.

— Коррекционный класс, в котором Артём учится, дружный. Сам он не состоял ни на каком учёте и в полиции, — заявила директор.

Муратова утверждает, что с одноклассниками у Артёма конфликтов и проблем не было, а сам он добрый и спокойный, только замкнутый немного. Другие педагоги уходят от вопросов или отвечают, что не знают класс Артёма. Единственную учительницу, которая готова была побеседовать, тут же перехватила и увела под руку явно обеспокоенная завуч.

Нервозность преподавателей может свидетельствовать о том, что за этими серыми стенами не всё гладко. Такого же мнения придерживаются работающие в Стерлитамаке следователи, которые уже опросили десятки учеников, в числе которых и одноклассники Артёма. Силовики утверждают, что в коррекционном классе было не так уж и благополучно с дисциплиной. По словам правоохранителей, одноклассники нередко задирали Артёма из-за его проблем с речью и тугоухостью и передразнивали, что приводило к конфликтам.

Артём Т. Фото: © соцсети
Артём Т. Фото: © соцсети

— Артём, видимо, копил это в себе, всю злость на ребят, а 18 апреля его прорвало, — считает один из них.

Он уже приходил с ножом

Примерно те же мысли высказывают пацаны из параллельного класса.

— У него были вспышки агрессии, особенно по весне и осенью. Приходил пару раз в школу с ножом, — цыкает на землю за гаражами девятиклассник Гоша (все имена детей, кроме пострадавших, здесь и далее изменены). В компании с Гошей стоят ещё четверо одногодков — спортивные штаны, короткие стрижки с чёлками. — У него ещё в сентябре было чё-то похожее. Его спалили на видео с коктейлем Молотова, которое было загружено во “Вконтакте”. Полиция приезжала, как раз вот эта, по делам несовершеннолетних. Но он отбрехался тогда, типа его аккаунт взломали. И ему поверили. Да он убедительно говорил, я ему тоже поверил. Была только воспитательная беседа.

Теперь эта история стала предметом пристального изучения Следственного комитета. Сотрудники СК возбудили дело о халатности в отношении инспекторов по делам несовершеннолетних, которые должны были контролировать поведение подростка.

Из рассказа парней выходит, что 18 апреля, в день нападения, чуть было не появился четвёртый пострадавший — лучший друг Артёма. Школьники говорят, крепче всего Артём дружит с одноклассником Ратмиром, который занимается единоборствами. Они вместе тусовались, ходили на заброшку (недострои, заброшенные объекты. — Прим. Лайф). В момент нападения Артёма Ратмир попытался скрутить приятеля — вспыхнула короткая потасовка. Она закончилась тем, что Артём, собираясь дотянуться до Ратмира ножом, разрезал тому пиджак. В дыму дезориентированный Ратмир вылетел из кабинета примерно одновременно с Артёмом.

— В итоге к Ратмиру тоже пришли следователи, говорили с ним, — Гоша залихватски, с прищуром, затягивается сигареткой, стрельнутой у прохожего.

С Ратмиром Лайфу побеседовать так и не удалось — с него взяли подписку о неразглашении.

На вопрос, что могло спровоцировать вспышку Артёма, пацаны начинают мяться. Сразу видно, что тема болезненная.

— Его гнобили и обзывали в классе, — неожиданно, будто решившись после внутренней борьбы, выпаливает другой паренёк рядом с Гошей. Косится на Гошу. И тут же продолжает, словно оправдываясь. — Но все же смеются так. Мы сами с учителями так угораем над всем [вокруг].

— Это обычные отношения одноклассников, когда все друг друга стебут

А он как-то неадекватно на это реагировал. Он гнев этот держал в себе. И выплеснул его вот так, — подхватывает Гоша.

Фото: © социальная сеть Артёма
Фото: © социальная сеть Артёма

Однако то, что кажется Гоше “обычными отношениями одноклассников”, похоже, совершенно по-другому воспринял Артём. На его страницах в соцсетях — постоянные аллюзии на историю двух американских школьников, Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые устроили бойню в школе “Колумбайн” в 1999 году. Из огнестрельного оружия они убили 13 одноклассников и ранили около 30-ти. Таким образом парни решили отомстить обидчикам, которые долгие годы задирали их в школе. При этом они убили и покалечили ребят, не имевших никакого отношения к травле.

Фото: © L!FESHOT
Фото: © L!FESHOT

По словам парней из Гошиной компании, Артём ещё за две недели до атаки говорил о том, что планирует, но никто не воспринимал его всерьёз. Это подтверждают и посты в соцсетях — Артём вполне прозрачно намекал, что готовится атаковать школу, а затем совершить самоубийство. Среди прочих мелькали сообщения с лейтмотивом “я ненавижу своих одноклассников”.

“Его не принимали таким, какой он есть”

Эти события точно не забудет Гуля, одна из немногочисленных близких друзей Артёма. Из рассказа подруги выходит, что Артём — романтическая натура. На вопрос, а какой именно он есть, отвечает: Артём любит музыку и “любит лазить по заброшкам”.

Одно из любимых Артёмовых зданий находится на окраине Стерлитамака: старая полуразрушенная постройка советской эпохи из красного кирпича. Именно тут он с другом и кидал в стену коктейль Молотова с упомянутого Гошей видео. Неподалеку — завод, который производит соду из известняка. Огромная промзона, ограниченная с одного краю холмами и очерченная трубами завода с другого.

Здесь Артём проводил часы. Иногда — один, частенько — со своими приятелями из клуба “колумбайновцев”. Несколько его близких друзей идентифицировали себя с убийцами из американской школы. Одна девушка даже выбрала причёску, чтобы быть похожей на Харриса. Другая взяла себе в качестве псевдонима фамилию американского стрелка.

“Я влюблена в одного очень красивого, но мёртвого мальчика”, — пишет одна из них в соцсетях под коллажем с Харрисом.

Пожалуй, “Колумбайн” и стал самым сильным увлечением Артёма. Архивными видеозаписями с американскими подростками, расстрелявшими одноклассников, забита вся его страничка во “Вконтакте” (сейчас администрация соцсети потёрла его записи).

Эрик Харрис (слева) и Дилан Клиболд в столовой школы после того, как там взорвалась одна из их бомб. Запись камеры наблюдения. Фото: © Wikimedia Commons
Эрик Харрис (слева) и Дилан Клиболд в столовой школы после того, как там взорвалась одна из их бомб. Запись камеры наблюдения. Фото: © Wikimedia Commons

Похоже, родители ни сном ни духом не знали об увлечениях сына. Им, утверждает Гуля, он о своих проблемах не рассказывал. Может, у них и не было времени улавливать все оттенки поведения сына. Его мама частенько сидит с ребёнком своей старшей дочери, а отец работает вахтовым методом — его месяцами не бывает дома.

— Он к родителям относится хорошо, — добавляет Гуля.

Дом, в котором проживают Артём с семьёй и учительница, на которую было совершено нападение. Фото: © L!FE
Дом, в котором проживают Артём с семьёй и учительница, на которую было совершено нападение. Фото: © L!FE

Семья парня живёт в огромном, извивающемся дугой доме. Здесь же, но в другом подъезде, живёт семья пострадавшей учительницы. В подъезде на этаже подростка — граффити, изображающее Артёма и девушку, похожую на одну из его подруг. Подпись: “Приходи сюда грустить”.

Рисунки в подъезде Артёма. Фото: © L!FE
Рисунки в подъезде Артёма. Фото: © L!FE

Грусти, выходит из рассказа Гули, в жизни Артёма скопилось достаточно. Да и увлечение “Колумбайном” развилось не на пустом месте.

— Над ним стебались в школе и издевались из-за внешнего вида и образа мыслей, — считает девушка. — Я думаю, его просто не приняли таким, какой он есть. Знаете, как больно, когда говорят об этом, ведь все просто запуганы и вовсе не знают, какой он на самом деле.

“У меня дочка — самая тихая в классе”

Каким бы ни был Артём на самом деле и какими бы ни были мотивы, они не оправдывают его жестокой выходки. В результате нападения двое детей и учительница оказались в реанимации, а мама одной из учениц чуть не заработала сердечный приступ. Причём, даже если буллинг и был, ни одна из пострадавших девочек не имела к нему отношения.

— Моя дочка — самая тихая в классе, отличница. Очень скромная, — рассказала Лайфу Зарина М. Это её дочь Василя выпрыгнула из окна второго этажа, разбив голыми руками стекло. — И ничего не предвещало вот этих событий. Был обычный день.

На стене в комнате девочки — фотографии в нарядах и золотые медали.

— Она спортсменка, волейболом занимается. Раньше Василя ходила на курсы актёрского мастерства, — добавляет Зарина.

Сейчас у девочки перелом ноги. К концу дня её перевели в обычное отделение из реанимации. Первое, что попросила у врачей Василя, как очнулась, — не рассказывать маме о своём состоянии, а то та будет волноваться.

— Заботится обо мне, — грустно улыбается Зарина, в ломком жесте тревоги сложив руки. У её ног трётся черная кошка с белыми “носочками”.

Зарина М. Фото: © L!FE
Зарина М. Фото: © L!FE

— Это “дочурка” Василисы, — комментирует Зарина, перехватив мой взгляд. — Добрая, такая же, как и Василя.

Зарина растит детей одна. У неё есть старший сын, студент колледжа. Живут в небольшой опрятной двушке почти в центре Стерлитамака. Муж много лет назад остался в Душанбе, отказавшись переезжать в Россию. О происшествии в школе он скорее всего знает, но так и не позвонил поддержать.

Зарина не винит родителей Артёма. И даже, кажется, его самого. Для неё произошедшее стало полной неожиданностью.

— Я сама постоянно задаю себе вопрос, что могло спровоцировать такое. Семья у него полная, живут хорошо. Отец его всегда помогает классу, — недоумевает Зарина.

Артём с семьёй. Фото: © L!FESHOT
Артём с семьёй. Фото: © L!FESHOT

Когда отец Артёма стоял в реанимации с родителями остальных детей, он старался отдалиться, не смотреть им в глаза. Его сын лежит в реанимации, а рядом постоянно присутствует оперативник.

— Я думаю, корни произошедшего надо искать в семье, — считает Светлана Фролова, мама Юли — девочки, пострадавшей сильнее всех. — За день до этого приходил отец в школу, принёс справку, что Артёму нужно лечение, чтобы оградить его от других детей. А он на следующий день опять оказался в школе.

При этом и родители пострадавших, и педагоги в один голос заявляют, что никакой травли не было. Разбираться, скрывают ли педагоги факт травли, предстоит следователям. Силовики надеются, что понять причины, которые толкнули Артёма на преступление, помогут показания не только одноклассников, но и его классного руководителя — Анны Манукян.

— Именно педагог должна опровергнуть или подтвердить рассказы учащихся о травле Артёма одноклассниками, — говорят в полиции.

Класс, в котором Артём напал на своих одноклассников и совершил поджог. Фото: © СКР
Класс, в котором Артём напал на своих одноклассников и совершил поджог. Фото: © СКР

Пока силовики проводят своё расследование, местное Министерство образования тоже начало проверку. По всем школам города идут родительские собрания, беседы с учениками и педсоветы. Как узнал Лайф, особое внимание уделяется психологическому состоянию детей — нет ли в их поведении скрытых признаков того, что ребёнок подвергается травле.

Фото: © L!FE
Фото: © L!FE

Некоторые родители меж тем стараются подольше оставить детей дома, не пускать в школу, чтобы лишний раз не травмировать. На выходе, у крыльца школы №1, аршинная надпись: “Родная школа, мы будем помнить тебя. Выпуск 2017”. К сожалению, печальные события апреля 2018-го многие школьники ещё долго не забудут.

Павел Кочегаров

По материалам: “Life”

Ранее

В Московском зоопарке родился птенец кудрявого пеликана

Далее

Церковное рейдерство

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru