Как Mercedes уделал «бэху» и поставил рекорд в Татарстане
Авторынок Татарстана в первом квартале 2018-го: спрос на новые люксовые авто вырос на 15%, а в гаражи заехали 30 Porsche и один Maserati. Часть 1-я
Правило четного года сработало: дорогие автомобили на старте 2018 года снова в цене. Но спрос на BMW оказался вдвое хуже российского, а продажи любимых чиновниками машин Series 7 вообще застопорились. Mercedes тем временем отобрал у баварцев чемпионский титул в Казани. А ее жители закупались недешевыми кроссоверами, в том числе купейными. Как глубоко провалился Infiniti, далеко ли заехали новинки от Land Rover и Jaguar и сколько Maserati и Porsсhe купили в республике, читайте в «БИЗНЕС Online».
BMW пока ещё лидер: «семёрка» никому не нужна?
Первый квартал для продавцов люксовых авто завершился в полном соответствии с правилом «чет-нечет». Эта любопытная закономерность наблюдается последние несколько лет: в четный год (2014-й и 2016-й) продажи «крутых тачек» с января по март растут, в нечетный (2015-й и 2017-й) — падают. Вот и в 2018-м первые три месяца не подвели дилеров: по данным аналитического агентства «Автостат», количество регистраций новых авто премиум-класса РТ выросло на 15,3% — с 733 единиц в январе-марте прошлого года до 845 единиц. О том, что происходило в целом на республиканском авторынке, мы расскажем во второй части нашего обзора, который по традиции будет опубликован отдельно.
Пока же экскурсию в мир дорогих машин мы начинаем с неизменного регионального лидера — BMW, который улучшил свои показатель на 19 единиц (8,6%) до 240 зарегистрированных легковушек.
В Казани бело-синие продвинулись на 9 корпусов (7,8%) до 124 авто. Для сравнения: по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, в отличие от «Автостата», фиксирует количество проданных машин), продажи новых BMW в России выросли на 14% до 7930 авто. То есть динамика татарстанского рынка оказалась заметно слабее федеральной — почти вдвое.
Топ брендов премиум сегмента «ТТС» за 1 кв. 2018г
Интересно также, что у самого крупного представителя баварского бренда в РТ — группы компаний «ТрансТехСервис» (ТТС), входящей в топ-3 российских автодилеров, — дела двигались практически в том же темпе, что и в целом по стране. Согласно данным, предоставленным «БИЗНЕС Online» пресс-службой ТТС, в первом квартале продажи новых BMW в салонах Вячеслава Зубарева выросли на 12,2% до 349 авто. Отсюда следует вывод, что республиканскую статистику ухудшили более мелкие дилеры, которые просто не смогли угнаться за лидером.
Теперь о персональных достижениях баварских моделей. Первое место по популярности в модельном ряду BMW уверенно удерживает кроссовер X5, добравший 31 голос (56%) до 86 поставленных на учет авто. На 8 мая в наличии в ТТС самый доступный вариант 25d текущего года выпуска стоил 4,23 млн рублей, а с учетом всех скидок — от 3,93 миллиона.
Регистрация новых легковых автомобилей BMW в Татарстане
На официальном же сайте концерна минимальный ценник, 4 млн рублей за версию X5 35i (с пометкой «цена носит справочный характер»), оказался выше на 100 тыс. рублей по сравнению с январем. Впрочем, на фоне случившегося ослабления рубля это не удивляет.
На втором месте в немецкой конюшне — среднеразмерный кроссовер X3. После провала в первом квартале 2017 года, когда дилеры смогли пристроить в хорошие руки всего 9 таких машин, модель смогла выйти на крейсерскую скорость и набрала 34 регистрации. Ценапроизводителя марки на 9 мая начиналась от 3,07 млн рублей за вариант 20i Urban — сразу на 290 тыс. рублей, или 10% дороже самого доступного январского предложения. В наличии в ТТС есть Х3 2018 года с полным ценником от 3,25 миллиона.
Решили побаловать себя татарстанцы и купейной новинкой Series 2. В мае за эту «лаконичную элегантность» требуется выложить от 1,84 млн рублей — на 50 тыс. рублей больше, чем в январе.
Слегка пригорюнился купейный брат бестселлера — X6 — ценой от 4,89 млн рублей, потерявший четырех поклонников и ограничившийся 23 новыми авто. Тем временем одна из «рабочих лошадок» BMW, модель Series 5, потеряла больше половины рекрутов до 29 регистраций. Официальная цена классического баварского седана 520i стартует от 2,82 млн рублей — на 280 тыс. рублей дороже январского предложения.
Впервые за все время наших наблюдений в РТ не было зарегистрировано ни одного нового представительского Series 7, а ведь для флагмана стоимостью от 4,69 млн рублей в варианте 730i разница в 150 тыс. рублей с зимними ценами выглядит сущим пустяком. В том же ТТС за идентичное авто просили от 4,99 млн рублей, при этом все свежие модели были представлены именно в такой комплектации, а вариантов 750Li или 760Li в наличии не было.
Что касается обвала продаж «семерки», при выяснении его причин разговор рано или поздно свернет к тезису «поприжали чиновников». Не секрет, что многие из них предпочитали покупать за казенный счет эту престижную машину, подчеркивающую статус своего пассажира. В свою очередь, BMW даже подстроился под установленные Дмитрием Медведевым ограничения на мощность и цену машин при госзакупках: немцы решили выпускать в Калининграде специальные версии флагмана с пониженной мощностью 184 л. с. (разрешенный правительством максимум составляет 200 л. с.). Но запущенная кампания по борьбе с коррупцией, похоже, заставила чиновников затаиться. Но это тема для отдельного разговора, а мы перейдем к заклятым друзьям баварского бренда.
Mercedes празднует победу в Казани и ставит рекорд в Татарстане
По крайней мере, у одного из них точно все в порядке. Регистрации новеньких легковых Mercedes в Татарстане взлетели почти на три четверти (для педантов — на 73%) до рекордных для республики 227 единиц за январь – март 2018 года. Если у кого-то и закрадываются мысли о том, что в новой экономической реальности у людей не хватает денег, то уж точно не у татарстанских продавцов автомобилей этой престижной марки. И это сугубо местный феномен: в целом по РФ продажи «трехлучевых» выросли на довольно скромные 4% до 8551 авто.
Как уже наверняка догадались наши постоянные читатели, главный «виновник» роста — Казань, бренд родом из Штутгарта разгоняется именно на активности здешних дилеров. Это подконтрольный Альберту Суниеву и Ильдару Галяутдинову «МБ-Ирбис», а также компания «МБ КАН Авто» депутата Казгордумы Александра Колесова, которая в августе не без помпы открыла салон в столице РТ. Стараниями их менеджеров мерс в столице РТ ускорился на 97% (!) до опять-таки рекордных 148 авто, составляющих 65% от всего республиканского спроса. Напомним, что еще года два назад многим фанатам Mercedes приходилось ездить за новинками в Набережные Челны, где официальным дилером марки выступает «Центр-Кама» Николая Алексеева, а компанию ему составляет прописавшаяся в Тукаевском районе фирма «МБ-Орловка» Андрея Блинова и Игоря Гарманова. Но свежая статистика наглядно доказывает, сколь важно быть как можно ближе к главным финансовым перекресткам, где чаще встречаются «денежные мешки».
Внедорожники рулят, но без “Гелика”
Mercedes сделал кассу на средне- и полноразмерных внедорожниках. Лидером продаж в первом квартале 2018 года стала модель Gle-Class, привлекшая в свои ряды 38 неофитов — на 24 покупателя больше, чем годом ранее. Майский ценник премиального внедорожника начинается от 4,09 млн, всего на 40 тыс. рублей (1%) выше январского. Сразу скажем, что рейтинг купейной версии Gle-Class Coupe — прямого конкурента BMW X6 — вырос в 3,3 раза до 26 регистраций. За этот сплав внедорожных характеристик с плавностью линий gran turismo дилеры, как и зимой, просят от 5,28 млн рублей.
Регистрация новых легковых автомобилей Mercedes в Татарстане
Вслед за фаворитом идет еще одна полноразмерная внедорожная модель, Gls-Class, стоимостью все те же 5,59 млн рублей. Спрос на нее вырос до 26 новых авто против «баранки» в первом квартале прошлого года. Тащили «трехлучевых» и среднеразмерные кроссоверы. Так, давно полюбившийся татарстанцам классический Glc-Class добрал еще 10 голосов до 33 регистраций, заняв второе место по востребованности в модельном ряду. В отличие от старших и более габаритных братьев его цена чуть более приземленная — 3,23 млн рублей — и также не изменилась с января.
Новинка — купейная версия Glc-Class — с места в карьер набрала в Татарстане 21 поклонника. Сейчас она стоит от 3,79 млн рублей.
Из прочих нюансов отметим рост спроса на представительские S-Class на три «VIP-борта» до 7 авто. Входной билет в это царство роскоши обойдется в мае от 6,78 млн рублей — на 60 тыс. дороже, чем в январе (право, сущие копейки).
Нельзя не отметить, что татарстанский сабантуй Mercedes прошел без участия легендарного внедорожника G-Class: желающих купить легендарный уже «гелик» в январе-марте не нашлось. Майский ценник премиального вездехода с экстрабрутальным выхлопом и капитанской посадкой составляет 8,98 млн рублей, но при доводке в специализированных ателье он с легкостью может подорожать до 19–20 млн рублей, хотя и такие суммы не останавливают состоятельных ценителей кубических форм. Не будем исключать, что потенциальные покупатели просто выжидают появления у дилеров нового поколения G-Wagen, которое было существенно доработано в плане комфорта: усовершенствованы шумоизоляция, мультимедиа, а также посадка, чтобы спина не «отваливалась» после нескольких часов поездки, и т. д. Хотя ценители знаменитого густого, глубокого баса 5,5-литрового битурбированного двигателя теперь смогут насладиться ревом максимум 4-литрового агрегата. Впрочем, индивидуальную доводку «саунда» никто не отменял — надо лишь пошаманить над системой выхлопа.
Audi тормозит, но на представительскую «восьмерку» охотники нашлись
Сразу подведем итоги квартала и для последнего представителя большой немецкой тройки. Регистрации новых Audi в Татарстане стагнируют, по республике сократившись на 4 авто до 114 единиц, а в Казани оставшись на прежнем уровне — 61 машина. И это еще неплохо, в целом по РФ продажи «четырехкольцевых» и вовсе упали на 9% до 3298 авто, на этом фоне татарстанцы даже продемонстрировали лояльность к бренду.
Посмотрим, какие модели мастеров из Ингольштадта пришлись ко двору и что более не вызывает покупательского аппетита. Пальма первенства принадлежит среднеразмерному кроссоверу Q5, укрепившему позиции на 6 регистраций до 33 авто. Бестселлер первого квартала в мае предлагался на официальным сайтом марки от 3,11 млн рублей.
Регистрация новых легковых автомобилей Audi в Татарстане
Глава семейства кроссоверов Q7 дополнительно привлек 10 покупателей, всего на учет было поставлено 32 авто. Самая доступная версия внедорожного флагмана стоит 3,86 млн рублей. А младший брат кроссоверного прайда Audi Q3 убедил 15 татарстанцев — на трех больше, чем годом ранее. Здесь цена стартует всего от 2,02 млн рублей. Все три модели подорожали относительно января на 60 тыс. рублей.
Спрос на бизнес седаны А6 (от 2,66 млн) чисто символически уменьшился на одно авто до 20 регистраций, что не мешает модели стабильно оставаться в призовой тройке концерна. При своих сакральных трех единицах остались и представительские А8. За обновленные модели продавцы просят от 5,935 млн рублей в обычном корпусе, а удлиненная база обойдется в сумму от 6,715 млн рублей. (Уточним, что один из покупателей приобрел модель текущего года выпуска, а два оставшихся авто датированы аж 2016-м.)
Многолетнее восхождение Lexus закончено?
На протяжении последних лет мы внимательно следили за восхождением Lexus. Начиная с 2012 года премиальное подразделение корпорации Toyota брало все новые и новые высоты, не заметив даже кризис 2014–2015 годов, когда другие несли потери. Но теперь «японец» нажал на тормоза. В первом квартале на учет в РТ было поставлено 128 легковушек бренда — на два авто меньше, чем в «образцовом» первом квартале 2017 года. Да, пока Lexus отступил лишь на шажок, но не исключено, что пик его формы мог прийтись на прошлый год, повторить этот результат будет непросто. В Казани же за премиального представителя Страны восходящего солнца проголосовали кошельком 74 поклонника — на четыре человека больше, чем в январе – марте 2017 года. Таким образом, Lexus смог обновить «столичный» рекорд. И на этот раз бренд плыл по течению: в целом по РФ он также показал динамику около нуля, записав на свой счет 4965 проданных машин.
Регистрация новых легковых автомобилей Lexus в Татарстане
Топовых «бойцов» Lexus местный бомонд знает прекрасно. Бестселлер — компактный кроссовер NX, укрепивший свое положение на 8 позиций до 58 регистраций. Его цена в мае стартовала от 2,26 млн рублей.
Обновленный средний брат — RX (от 2,83 млн), ставший лидером продаж по итогам прошлого года, — немного сдал позиции: минус пять новобранцев до 41 авто. Спрос на старшего представителя Х-образного семейства кроссоверов, LX (от 6 млн), просел на 8 пунктов до 22 регистраций. Ценник указанных моделей с зимы не переписывался.
Заметим, что Казань показала куда более бодрую динамику за счет растущего спроса на одну модель: регистрации NX выросли на 11 до 40 авто по итогам квартала.
Land Rover разогрел спрос новинкой Velar
Мы добрались до сладкой парочки — Land Rover и Jaguar. Спрос на классические британские внедорожники в РТ увеличился вырос 1,8 раза до 46 авто, причем 33 очка записали на свой счет казанские поклонники бренда. Татарстанцы в очередной раз доказали приверженность к этим пафосным машинам — красиво жить не запретишь. Тем временем по России продажи Land Rover выросли на символические 2% до 2169 авто.
Но в Татарстане вся линейка Land Rover в первом квартале пользовалась повышенным спросом. Лидерство в его модельном ряду захватил компактный кроссовер Range Rover Evoque, очаровавший 12 автолюбителей против трех годом ранее. Его полный ценник в ТТС в мае начинается от 3,19 млн рублей (с учетом всех скидок — от 2,69 млн).
Регистрация новых легковых автомобилей Land Rover в Татарстане
Новинка Range Rover Velar сразу заинтриговала 10 состоятельных татарстанцев. Тому, кто не смог сопротивляться чистоте и лаконичности ее линий, придется приготовить как минимум 3,88 млн рублей. ТТС предлагает авто по цене от 4,36 млн рублей (со скидками — от 3,76 млн).
Не подкачала и топовая модель бренда — собственно Range Rover. Всего за три месяца было приобретено семь «рейнджиков» — на одну больше, чем годом ранее. В мае они предлагались от 6,73 млн рублей, на 30 тыс. дороже, чем в январе. Ну а если бескомпромиссность — ваше второе имя, вам подойдет навороченный вариант V8 SVAutobiography Long, но и стоить он уже будет 13,3 млн рублей и выше. А самый доступный Range Rover в ТТС оценивали в 7,19 млн целковых.
Jaguar должен сказать спасибо кроссоверам, Infiniti — c антирекордом, и куда же без Maserati
Jaguar — штучный товар британской компании, и его популярность в России в первом квартале только снижалась. Продажи авто с «кошачьей» эмблемой упали на 12% до 552 единиц. Вклад Татарстана в этом невелик, зато его динамика — просто на загляденье. Прежний результат Jaguar улучшил на пять баллов до 15 зарегистрированных авто: это исторический максимум для первого квартала. Рекорд обеспечила Казань, где спрос увеличился на четыре авто до 12 единиц.
В модельном ряду главной тяговой силой является F-Pace (от 3,29 млн), первый кроссовер в линейке бренда: плюс три регистрации до 9 авто. Компанию ему составил более компактный E-Pace (от 2,55 млн), приглянувшийся на старте продаж трем местным автолюбителям.
Несколько строк о любимчике местного бомонда — германском Porsche. Республиканский спрос на него упал на две единицы до 30 авто. Оговоримся сразу, что потери произошли из-за отсутствия спроса на классические спорткары 911 Carrera, 911 Turbo и Boxter: в январе – марте 2017 года в татарстанские гаражи заехало по одному экземпляру каждой модели.
Когда экспертам задают вопрос об автомобиле с идеальным соотношением технологий, качества, надежности, цены и стиля в премиальном сегменте — все как один «выстреливают» название на букву П. И даже продюсеры известного шоу Top Gear, озадачивая своих ведущих приобретением «хорошей машины», ставили одно ограничение: кроме Porsche (чтобы пришлось включить мозги). Но, рассуждая о стиле и сбалансированных характеристиках, нужно понимать, что истинные поклонники спорткаров никогда не признают внедорожники и кроссоверы полноправными членами этого легендарного семейства.
Однако судьба-злодейка распорядилась так, что именно кроссоверы всех мастей сегодня самые желанные постояльцы гаражей и парковок. Не стал исключением и Porsche, его бестселлером в РТ остается внедорожник Cayenne (от 5 млн рублей, минус три регистрации до 18 авто). На втором месте — среднеразмерный кроссовер Macan (от 3,51 млн рублей, плюс один балл и итоговые 8 очков). И все-таки купейная Panamera (от 6,22 млн рублей) тоже оставила своей след в статистике, спрос на нее вырос с одного до четырех зарегистрированных авто.
Мы отметили ряд исторических достижений различных производителей. Но, говоря о них, нельзя обойти вниманием и антирекорд японского Infiniti, провалившегося сразу на две трети до 14 регистраций. Аналогичный обвал в первом квартале зафиксирован и в Казани: минус 17 до 9 авто. Вполне вероятно, что на татарстанские продажи повлияли серьезные проблемыофициального дилера марки, компании «АКОС-Премиум». Однако общероссийская динамика также не радует, спрос на Infiniti упал на 21% до 1174 авто.
И в завершение пройдемся скороговоркой по экзотическим представителям автомобильной фауны. На сей раз их совсем немного. В первом квартале автопарк Татарстана (если быть точным — Казани) пополнился очередным Maserati: как и в 2017 году, речь идет о кроссовере Levante. В московском «Авилоне» ее минимальная цена в мае составила 6,37 млн рублей.
Во второй части обзора, в которой мы разберем ситуацию на масс-маркете, — как забуксовал обновленный бестселлер KIA, а Hyundai установил абсолютный рекорд, как встретили татарстанцы новый Outlander и ASX, сколько автолюбителей убедил в своей исключительности Renault Koleos и как Tiguan сел на хвост RAV4.
Регистрация новых люксовых автомобилей в Татарстане
Регистрация новых люксовых автомобилей в Казани
Виктор Османов, Игорь Ким
По материалам: “Бизнес Online”