Кто подталкивает рыбную отрасль к социальному взрыву?
Рыбаков, как известно покачивает, когда они ступают на берег после многомесячной морской качки. Однако, в последние полгода им и в море не надо выходить: качает так, что всё вокруг ходуном ходит!
Складывается впечатление, что кто-то упрямо и целенаправленно подталкивает рыбную отрасль к социальному взрыву. С рыбной темы началась Прямая линия с Владимиром Путиным.
«Один из самых часто задаваемых вопросов, – сообщил волонтёр, передавая документ Президенту в первые минуты встречи, – посмотрите, пожалуйста, если будет возможность». «Хорошо, – сказал Владимир Владимирович, – Вопрос про рыбу важный».
Речь идёт о серьёзных деньгах – о 200 млрд рублей, которые Росрыболовство с подачи «Русской рыбопромышленной компании» может извлечь из крабовых аукционов. И это только начало. Мучительно продвигаемое через правительство изменений правил регулирования рыболовной отрасли также, как и с платной любительской рыбалкой, возвращает нас на некоторое время назад в дивные времена Михал Михалыча Касьянова, когда аукционы проводили не только на краба, а и на всю рыбу, да ещё и каждый год. Если отрасль отправить на аукционы, денег и впрямь у государства может быть много, правда, предупреждают авторитетные экономисты, как и при Касьянове всё вскоре встанет колом. Корабли не поплывут, работы не будет, будет одно сплошное Пикалево и Волоколамск с суровой дальневосточной спецификой. Правда в том, что если из отрасли с градообразующими предприятиями хирургически изъять столько средств, то это социальный взрыв вызвать может.
Предупреждают, кстати, не только авторитетные экономисты и политологи. Против аукционов все. Даже Минпромторг говорит про то, что судостроение недополучит, банкам кредиты не вернут. Губернаторы бьют тревогу про социалку и выпадение налога на прибыль. За – только ФАС. К шоковым идеям Росрыболовства также накануне Прямой линии с Владимиром Путиным, ведомство Игоря Артемьева добавило не менее ошеломляющую идею. В письме новому министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву ФАС категорически настаивает ввести рыбные аукционы вообще. В целом, так сказать. На всю рыбу!
Ни нефтяникам, ни газовикам, ни пользователям иных ресурсов такое даже в голову не пришло, хотя денег можно было бы получить ещё больше, чем на рыбе. Против аукционов был даже Дворкович, как, впрочем, и новый-старый куратор рыбной отрасли Алексей Гордеев. Он-то очень хорошо помнит, к какому развалу привели отрасль злополучные аукционы начала нулевых. А вот тот же новый глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев не застал касьяновский аукционный беспредел и вполне может пойти на поводу своего друга – главы Росрыболовства Ильи Шестакова – и ввергнуть ненароком процветающий ныне рыбохозяйственный комплекс в колоссальный ступор. По крайней мере, принципиальное совещание по будоражащему отрасль вопросу намеченное в Минсельхозе на 13 июня так и обозначили:
«О социально-экономических последствиях применения аукционов в качестве единственного способа предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов».
Это первым пунктом. Пропустим до поры второй и третий, не менее шокирующие, а взглянем на четвёртый вопрос повестки, который уже сейчас может поставить на дыбы не только Дальний Восток, а и всех потребителей красной икры и красной рыбы. Этих массовых и любимых морепродуктов попросту может не быть на прилавках, как максимум, и как минимум, они могут оказаться по цене чугунного моста. Звучит-то вопрос невинно – «О добыче (вылове) анадромных видов рыб (это как раз о красной) на рыбопромысловых участках для промышленного рыболовства с 1 января 2019 года», – но вопрос решённый. Более того, узаконенный тихой сапой.
Таким образом, если ведомство Игоря Артемьева ещё не протащило рыбные аукционы в целом, если главный идеолог аукционов Илья Шестаков не дотянул краба до «Русской рыбопромышленной компании», то возглавляемое им Росрыболовство по красной рыбе уже ввело законодательные изменения и рыбопромысловые участки вскоре будут выставлены на аукционы. На деле это означает грядущий грандиозный передел бизнеса и смену собственников прежде всего на Сахалине и Камчатке, напоминающие беспредел 90х. Посмотрим, как в этой аукционной лихорадке будет действовать новый министр сельского хозяйства. Думаю, что новый куратор рыбной отрасли вице-премьер Алексей Гордеев не будет наблюдателем и выскажет свою точку зрения относительно действий коллег, загнавших себя в законодательную сеть, как краб в ловушку. Чего, казалось бы, неймётся Илье Шестакову, зачем ломать «исторический принцип», который позволяет успешно работать отрасли наращивая выловы, налоги и потребление рыбы, который позволяет инвестировать в судостроение и социалку и иметь для бизнеса широкий горизонт планирования, зачем менять механизм успешной отрасли и начинать регулировать по-новому. Тем более, что это «по-новому», уже доводило рыбохозяйственный комплекс до глубокого кризиса в начале нулевых. А как поведут себя дальневосточники, нахлобученные аукционами, даже гадалка не возьмётся спрогнозировать!
Вопрос-то про рыбу важный..!
Дмитрий Панов
По материалам: “Версия”