Почему ущерб по картине Репина вырос с 500 тысяч до 30 миллионов?
В среду в Мосгорсуде защита 37-летнего жителя Воронежской области Игоря Подпорина, обвиняемого в вандализме в Третьяковской галерее, пыталась обжаловать решение Замоскворецкого райсуда столицы, арестовавшего его 26 мая 2018 года на два месяца. Адвокаты просили суд освободить Подпорина из СИЗО и перевести его под домашний арест в квартиру его родного брата, который живёт в столичном районе Марьино.
Прокуратура не согласилась с адвокатами и просила оставить Подпорина под стражей. По словам прокурора, Подпорин обвиняется по второй части статьи 243-й УК (“Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, совершённые в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ”), что считается тяжким преступлением, поэтому не может находиться под следствием на свободе или под домашним арестом. В итоге суд отклонил апелляцию адвокатов Подпорина, оставив его под стражей.
Самыми интересными на заседании суда стали новые данные о масштабах ущерба. По словам прокурора, экспертиза оценила повреждения картины Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” в 30 миллионов рублей. Также стала известна и стоимость самой картины. По словам прокурора, это 730 млн рублей.
Напомним, что 26 мая 2018 года в Замоскворецком суде Москвы, когда избиралась мера пресечения для Подпорина, звучала совсем другая сумма ущерба — 500 тыс. рублей. Затем эта сумма возросла до 10 млн рублей. По крайней мере, зампред Сбербанка Станислав Кузнецов, который обещал помочь деньгами реставраторам картины, только первоначальные затраты оценил в сумму от 5 до 10 млн рублей.
Реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря Николай Козлов пояснил Лайфу, почему оценка ущерба, нанесённого Подпориным картине Ильи Репина, неожиданно увеличилась в 60 раз.
По его словам, первоначально озвученная сумма в 500 тысяч рублей была лишь предварительной.
— Комиссия из экспертов-искусствоведов и реставраторов из Третьяковской галереи, приглашённых следователями сразу после происшествия, смогла провести лишь беглый, оценочный масштаб повреждений картины, поэтому и и сделала достаточно приблизительный вывод о стоимости реставрационных работ в 500 тысяч рублей, — рассказывает Николай Козлов.
То, что за время следствия эту сумму пересчитали, было ожидаемо. В рамках любого уголовного дела, а тем более о повреждении произведений искусства, следователь должен знать точные данные причинённого ущерба. От этого зависит квалификация уголовного дела, последующее наказание для обвиняемого, размер гражданских исков. Для оценки назначаются экспертизы, которые проводят в профильных экспертных и научных центрах, имеющих соответствующую квалификацию и лицензию. Обвиняемый в свою очередь может не согласиться с заключением экспертизы, которую назначал следователь, и добиться проведения новой в другом экспертном учреждении.
В Москве не так много экспертов, которые могли бы оценить повреждения на уникальных полотнах. По данным Лайфа, следователи заказали экспертизу в столичной Третьяковской галерее, в которой и хранится пострадавшая от рук вандала картина Репина.
— За прошедшее с момента происшествия время эксперты Третьяковской галереи при помощи специальной техники анализа состояния краски повреждённых участков картины, холста и рамы смогли более детально оценить ущерб и стоимость реставрационных работ, — рассказывает Лайфу реставратор ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря Николай Козлов.
По словам Козлова, в калькуляцию вошли стоимость дорогостоящих экспертиз, которые ещё предстоит провести для выявления всех повреждений, цены на материалы для самих реставрационных работ над картиной и рамой. Не исключено, что для некоторых работ над картиной будут приглашены иностранные специалисты.
Опрошенные Лайфом реставраторы неоднозначно оценивают сумму в 30 млн рублей, которую хотят потратить на реставрацию повреждённой картины Репина.
— Реставрация картины “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” займёт не менее одного года. И будет проходить в несколько этапов, — рассказывает реставратор из Санкт-Петербурга Владимир Жуков. — Для спасения полотна потребуется очень кропотливая работа, нужно заделывать разрывы с помощью склейки полотна и последующего укрепления холста в тех местах, которые подверглись повреждениям и сильнейшей деформации. Все материалы для реставрации стоят денег, а ещё придётся восстанавливать оригинальную раму самой картины. Это очень сложная и дорогостоящая работа.
— Я не знаю, как эксперты считали ущерб по картине Репина, но в нашей сфере это какие-то заоблачные цифры. По крайней мере, я не слышал, чтобы кто-то даже из частных заказчиков платил такие деньги. Наш труд, конечно, стоит денег, но, например, мы работаем в государственном учреждении и проводим сложные реставрации, получая обычную зарплату как бюджетники, — рассказал Лайфу один из специалистов отдела реставрации Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Коллега Николая Козлова по работе в ВХНРЦ — заместитель гендиректора по научно-методической и выставочной работе Ольга Темерина не исключает, что специалистов центра также могут привлечь к работе с картиной “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”.
— Мы регулярно спасаем произведения искусства после каких-то аварийных ситуаций. Например, это были экспонаты из музея в Грозном после военных действий 90-х годов. Картины были и разрезанные, на некоторых вандалы вырезали части изображений — глаза, лица. Мы работали и с произведениями искусства из Дрезденской картинной галереи, в которой полотна пострадали ещё во времена Второй мировой войны, и спасали картины Мурановского музея после пожара, — рассказывает Ольга Темерина.
Напомним, что 25 мая 2018 года около 21 часа — за несколько минут до закрытия музея — в зале № 30 Третьяковской галереи 37-летний житель Воронежской области Игорь Подпорин схватил металлический столбик ограждения и за считаные секунды нанёс им три удара по картине Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”, повредив защитное стекло и само полотно.
Впоследствии он объяснил свой поступок тем, что выпил в буфете галереи 100 грамм водки, а также не согласен с содержанием этой картины Репина, которая якобы оскорбляет его чувства как верующего.
По материалам: “Life.ru”