В какую игру играют Абрамович, Фридман и Авен
Соратник Чубайса Борис Минц вместе со всей многочисленной семьёй перебрался в Лондон. Роман Абрамович, которому в том же Лондоне дали от ворот поворот, спешно получил израильский паспорт. Тем временем Михаил Фридман и Пётр Авен устроили в США какой-то непонятный перформанс, раскритиковав действия российских властей. Что означает всё это? Почему олигархи пустились в бега?
Истории убегающих олигархов существенно разные. Минц фактически банкрот. И бежит от банкротства. Абрамович имеет некоторые трудности с въездом в Англию, за что и обиделся на свою «вторую родину», отказавшись ремонтировать стадион «Челси». Впрочем, у него там в любом случае огромная недвижимость. И что гораздо дороже – огромная семья, так как его дети полноценные англичане. И теперь из-за того что «англичанка гадит», ему приходится лететь в Англию на израильском паспорте. Конечно, довольно странно, что у него до сих пор не было британского паспорта, но это уж его трудности.
Что же касается истории с Фридманом и Авеном, то это совсем замечательная история. Фридман и Авен были в Америке, выступали на каком-то закрытом совещании с американцами и ругательски ругали Путина и политику Путина. И говорили, что российская экономика в безнадёжном положении. И даже высокие цены на нефть её не спасут. Это очень трогательно. Я хотел бы посмотреть на американских крупных бизнесменов, которые приедут в Россию и будут на закрытом совещании с российскими чиновниками ругать политику Трампа, ругать американскую экономику и рассказывать, что Америка накануне краха. И как они после этого поедут в Америку. Грубые люди могут назвать это грубым словом «предательство». Ты можешь ругать сколько угодно свою страну и своего президента внутри своей страны, но, уехав в другую страну, ругать его там – этого, я думаю, американцы не поняли бы. И я думаю, что у американского бизнесмена в таком случае были бы очень большие неприятности прежде всего не с правительством, а со своими коллегами, которые крайне резко осудили бы такое поведение. Но Россия – страна, видимо, более свободная, чем США, поэтому здесь это не вызывает никакого отторжения у бизнес-сообщества.
«Бежавшие от московской ЧК»
Правда, есть версия, что не настолько уж Россия свободная страна, чтобы можно было громко и открыто ругать в Америке Путина, а потом иметь в России огромный бизнес. А у «Альфа-групп» по-прежнему большой бизнес в России, хотя часть они и продали. Так вот есть такая версия, что это было согласовано всё в администрации президента заранее, что они там выступили как двойные агенты. Правда, в чём выгода для Кремля от того, что его ругают российские бизнесмены, не совсем понятно. Но, в общем, эта история странная. Ругать Путина с его согласия – не понятно, зачем это Путину. А ругать Путина без его согласия и продолжать вести бизнес в России – это говорит о какой-то невероятной степени свободы, которая, оказывается, у нас существует.
И отдельная вишенка на торте – рассказы Фридмана и Авена о том, что их всю жизнь преследовали в России как евреев, а теперь на Западе их преследуют как русских. Это вариации на тему Остапа Бендера, который, когда бежал в Румынию, обратился к румынским пограничникам со словами: «Я старый профессор, бежавший от московской ЧК». Не думаю, что Авена и Фридмана очень уж преследовали в России. Насколько я знаю, их родители принадлежали к советской элите. И они окончили хорошие институты и хорошо были пристроены. Поэтому не знаю, кто их тут преследовал…
Это три разные истории. Объединяет их одно: все вышеперечисленные – крупные российские бизнесмены, которые так или иначе бегут из России на Запад. Полностью или частично, как Абрамович.
Если у вас огромные свободные деньги, то надо быть круглым идиотом, чтобы вкладывать деньги назад в Россию. Второй раз у вас могут не выкупить, а просто отнять.
Ничего нового тут нет: все крупные российские бизнесмены, как, собственно, и все крупные бизнесмены в мире, считают себя людьми международными. И живут и в России, и в Лондоне, и в Нью-Йорке. А больше всего живут в самолёте. Безусловно, есть крупнейшие бизнесмены, которые живут в одном месте, например Уоррен Баффет. Но большинство физически живут в разных странах, имеют несколько гражданств, имеют бизнесы в разных странах. С одной стороны, в этом нет абсолютно ничего нового и удивительного. С другой стороны, Россия всегда пытается закрыться, противопоставиться Западу, у неё с Западом холодная война. В такой ситуации это международное существование приобретает уже другой смысл.
Чужие для Запада
И смысл этот следующий: эти люди в нормальной жизни, в нормальных условиях хотели жить и в России, и на Западе. Бизнес делать в основном в России. А на Западе, естественно, иметь страховку. Потому что все понимают, что Россия – страна менее устойчивая, здесь возможны катаклизмы, социальные и политические. И спасительный круг хорошо бы забросить на противоположный берег, прикрепить к себе. Но сейчас это становится всё труднее и труднее – Запад начал охоту на русских бизнесменов. Им задают массу неудобных вопросов: происхождение денег, нет ли коррупции, нет ли отмывания и так далее. Конечно, не стоит преувеличивать: на Западе всегда задают такие вопросы, например при покупке крупной недвижимости. Но сейчас это значительно ужесточилось по отношению к русским. Это первый момент.
Второй момент ещё более существенный. Запад накладывает довольно серьёзные санкции на российских бизнесменов. Примеры – Дерипаска и Вексельберг. И под ударом этих санкций бизнес трещит. Поэтому они, естественно, стараются его заранее ликвидировать и смыться всё-таки на Запад.
И, наконец, третья причина – экономика России очень слабо развивается. И поэтому идёт не расширение бизнеса, а передел. А в этом переделе самые вкусные куски стараются захватить люди, близкие к Кремлю. Происходит в той или иной форме отъём бизнеса у тех, кто был олигархом в 90-е годы. В некоторых случаях это происходит жёстко, с потерей денег, как это произошло с Евтушенковым. А в некоторых – с большой выгодой для бизнесменов 90-х годов. Конкретный пример как раз Абрамович, у которого компанию «Сибнефть» купили, как говорят, за двойную цену по отношению к рыночной цене. И при этом в тысячу раз дороже, чем он когда-то за неё заплатил. И те же Авен и Фридман, у которых Тюменскую нефтяную компанию купили якобы по цене выше рыночной. Уж зачем такие подарки делают, я не знаю, разные ходят слухи. Но слухи к делу не пришьёшь. Факт – их бизнес государственные российские компании выкупают по огромной цене.
Ну, если у вас выкупили бизнес, если у вас огромные свободные деньги, то надо быть круглым идиотом, чтобы вкладывать деньги назад в Россию. Второй раз у вас могут не выкупить, а просто отнять. Вот они и пытаются свои денежные мешки перебросить на Запад. И сами переброситься вслед за ними. Потому что для крупного бизнесмена где его деньги, там и его родина. Другое дело, что никто их на Западе не ждёт со своими деньгами. Уйти в бизнес-элиту Запада у них больших шансов нет. Они могут эти деньги проживать, как это делает Рыболовлев, который коллекционирует произведения искусства. Но стать на Западе бизнесменами первого ряда пока что никому из русских не удалось. Вот так они оказались меж трёх огней: с одной стороны, к ним подозрения, как гражданам России, тем более близким к власти, с другой – их вытесняют из российского бизнеса. Вытесняют по-хорошему или по-плохому, кнутом или пряником. А с третьей стороны – их неохотно пускают в большой западный бизнес. Так что если кто-то хочет посочувствовать бедным олигархам, то у них для этого есть все основания. Я сочувствия к этим «старым профессорам, которые бежали от московской ЧК» и которых тут преследовали сначала как бедных евреев, а теперь преследуют как бедных русских, я к ним большого сочувствия не испытываю. Ну а кто испытывает, значит, у него очень большое сердце.
Леонид Радзиховский
По материалам: “Версия”