Существуют ли русские как нация?

Недавний «Русский марш» вновь заставил задуматься даже не о судьбе русского народа, а о самом факте его существования

456

На «Русском марше» не было ни одного лозунга, в котором была бы гордость за русский народ. Никто не нес с сияющей физиономией плакатов: «Мы первыми полетели в космос!», «Мы изобрели атомную бомбу!». Мы научили письменности якутов, мы вывели рысаков, это у нас были Толстой и Достоевский…

При всех достижениях русского народа марш мог стать маршем радости, цветов и улыбок. Но это был марш ненависти и злобной пены у рта. «Выгнать», «Выселить», «Убить» – в этом сегодня вся русскость.

О том, что русский стыдится быть русским, говорят ученые-этнографы. Ни в прежние века, ни теперь, практически ни один русский на вопрос: «Кто ты?» не отвечает: «Я – русский». Об этом не так давно ученые рассказали на круглом столе, посвященном вопросу: «Кто такие русские?».

По мнению одних ученых, это связано со скромностью русского человека: «Пусть великим русским народом нас считают другие, самим себя так называть негоже», – говаривали великие люди на Руси.

Да и национальную идентичность, что греха таить, на Руси тысячу лет выжигали каленым железом – такова была имперская политика: в переписях и документах царской России было запрещено указывать национальность – писали «православный».

И вот результат. Большинство представителей других национальностей на вопрос: «Кто ты?» отвечают: «Я – чеченец», «Я – татарин» и так далее.

И только русский пишет: «Я – бухгалтер», «Я – инженер». Отсюда ученые делают вывод – национальная самоидентификация стоит у русских далеко не на первом месте.

А значит, в любом сообществе, будь то тюрьма или армия, чеченец ищет чеченца, ингуш – ингуша, и только русский ищет не русского, а того, кто ему больше подойдет «по духу».

Кстати, тот самый круглый стол вызвал немало споров и скандалов как в ученой среде, так и среди разного рода патриотов.

Дело в том, что представитель Института этнологии и антропологии РАН Василий Тишков высказал одну из научных теорий, согласно которой русского народа как бы не существует вовсе. Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края и из Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разные «народа», общим у которых будет только язык, и, если они верующие, православие, сообщил ученый.

«Я воспринимаю это, как плюс. Русский народ не является гомогенным, он очень разнообразен. Образованному русскому проще найти язык с образованным чеченцем или с татарином, чем с русским не из своей среды», – заявил тогда Василий Тишков.

«Как это с чеченцем проще найти????» – возмутились некоторые граждане.

Тут же Институт этнологии и антропологии РАН опубликовал опровержение – якобы Василий Тишков вовсе не то хотел сказать, не надо путать Василия Тишкова с его папой-академиком Валерием Тишковым, и вообще мнение отдельных представителей с официальной позицией Института может не совпадать.

«…русский народ в силу своей многочисленности, культурной разнородности и необычайной широты расселения не может считаться этнокультурно гомогенным и не представляет из себя единый этнический организм в сравнении с малыми этническими группами», – это, кстати сказать, официальная цитата из «опровержения». То есть всё же не может считаться???

Так какова же официальная позиция института? Есть ли русский народ? Или его вовсе нет, и никогда не было?

А Бог его знает – примерно такой вывод можно сделать из трудов того самого папы-академика Валерия Тишкова, который, помимо всего прочего, возглавляет вышеуказанный Институт этнологии и антропологии РАН.

Самый известный труд называется «Российская нация». То есть не русская, а именно российская. Идем дальше. Еще в начале 1990-х, в бытность министром по делам национальностей РФ, Валерий Тишков так описывал «российскую нацию»: это нация наций, в ней сосуществуют многие этнические нации – русские, тувинцы, башкиры, осетины, якуты, татары, чукчи, корейцы, украинцы, евреи, армяне и так далее. Российская нация обладает некоторыми основополагающими признаками – проживает в едином национальном государстве, скрепленном общей хозяйственно-экономической основой, контролируемой центральной властью территорией.

То есть российская нация есть. Есть тувинцы, башкиры, осетины, и так далее. А есть ли русские? Или остались только россияне?

Много ли граждан России готовы сказать: «Я – русский»? Русских не любят на Западе, в США. Где-нибудь в Германии сказал: «Я – русский», и чувствуешь себя, как будто публично обделался. А ведь вроде бы мы их когда-то победили. Стоп! Те, кто победили, почти все умерли.

Сегодняшние русские – не таковы. Они не любят друг друга и сами себя. Стесняются своей русскости, как прыща на лице. А потом, застеснявшись, грабят собственный народ, возглавляя госкорпорации. Не платят своим работникам, будучи мелким бизнесом. Воруют пилу у соседа по даче. Выдуривают квартиры у одиноких старушек. Выкапывают на соседнем огороде картошку…

Каждый грабит и дурит в своем масштабе. Как было модно писать в соцсетях – «вот вы обвиняете правительство в воровстве, а сами вы бы разве не воровали миллиардами, окажись вы в правительстве»?

Я бы – не воровала. Но на вопрос: «Ты кто?» я отвечаю, как и все русские: «Дед Пихто». «Конь в пальто». Есть еще масса других вариантов.

Алла ВАСИЛЬЕВА

Ранее

Медведев подписал постановление о Совете по русскому языку

Далее

"Манчестер сити" разнес в пух и прах ЦСКА

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru