Почему чемпионат мира вдруг стал чемпионатом Европы?
История
Чемпионат мира в России — 21-й по счёту. Из предыдущих двадцати ровно половина проходила на территории европейских стран. И лишь однажды его сумела выиграть команда не из Европы. Это произошло в 1958 году на шведском мундиале. Фаворитами тогда считались именно хозяева чемпионата, но в финале их обыграли бразильцы с юным талантом по прозвищу Пеле в составе.
Ни до, ни после команды, представляющие другие части света, никак не могли выиграть чемпионат мира на территории Европы. Сейчас в игре остаётся две страны из Южной Америки — Уругвай и Бразилия. Но гарантированного победителя не из Европы мы не получим, потому что из этих команд до финала, согласно турнирной сетке, сможет дойти только одна.
Статистика
Есть ещё одна любопытная теория, которая отталкивается от статистики предыдущих чемпионатов мира. Мундиали четыре раза до этого проводились в годы, оканчивающиеся на цифру 8. И трижды эти турниры дарили миру нового чемпиона. В 1998-м им стала Франция, в 1978-м — Аргентина, в уже обсуждавшемся 1958-м — Бразилия. Лишь в 1938 году Италия, поднявшая над головой Кубок мира, сделала это во второй раз.
Если верить данной статистике, то наибольшие шансы на победу в текущем чемпионате мира имеют сборные, которые мундиаль ещё не выигрывали. Это Бельгия, Швеция, Хорватия и Россия. Если ещё вспомнить, что за историю турнира шесть раз его выигрывала команда-хозяйка, то шансы команды Черчесова возрастают.
Психология
Южноамериканским, африканским, азиатским и австралийской сборным на территории Европы играть в футбол почему-то особенно трудно. Дело явно не в наличии или отсутствии фанатов. Перуанцы, мексиканцы, аргентинцы и колумбийцы практически на каждом матче существенно превосходили поклонников команды-соперника. Однако выступления на своих континентах им удаются явно лучше. Уругвайцы оформили два своих чемпионства на территории Латинской Америки, Бразилия лишь раз выиграла в Европе, Аргентина поднимала Кубок мира дома и в Мексике, Южная Корея заняла четвёртое место у себя дома, сборная США завоевала бронзовые медали на соседнем континенте, в Уругвае.
Кажется, что родные и близкие к родным земли действительно помогают неевропейским командам. Как иначе объяснить, что при пересечении океана они начинают так тушеваться?
Тактика
На чемпионате мира в России всё решает тактика. Команды с плохо организованной обороной на турнире не задерживаются. Среди восьми оставшихся на мундиале сборных четыре всё ещё не пропустили ни одного гола с игры (Россия, Хорватия, Бразилия, Уругвай), Англия и Швеция пропустили по одному голу, Франция и Бельгия — по два. Речь идёт именно о голах, пропущенных после атакующих комбинаций соперника, стандарты, автоголы и пенальти не в счёт.
В итоге получается, что команды даже с очень мощной атакой, как, например, у Бельгии или Бразилии, идут дальше именно за счёт оборонительных действий в первую очередь. Исторически сложилось так, что именно европейские команды сильные в этом компоненте игры. Они лучше перемещаются по полю, лучше обороняются, лучше тактически подкованы. Именно такой, например, была сборная Швеции образца 1958 года, и суператакующая Бразилия победила её тогда не благодаря, а вопреки. Даже на родине после болезненного поражения от Уругвая в 1950 году многие не верили, что атакующий стиль может принести бразильцам победу.
Однако нынешняя сборная Бразилии — гораздо более европейская сборная, чем можно подумать. Да, пентакампеоны всё ещё делают передачи пятками, изображают красивые финты, а иногда чересчур актёрствуют. Но после кошмарного поражения от немцев со счётом 1:7 на домашнем чемпионате мира они сделали выводы. Нынешний тренер сборной Тите очень много внимания уделяет именно тактике.
Правильные тактические изменения, сделанные уже по ходу игру 1/8 финала с Мексикой, и помогли бразильцам выйти в четвертьфинал. Наставник, заметив, что команда позволяет мексиканцам неизменно совершать подходы к воротам и бить, попросил игроков перестроиться. Несмотря на то что в атаке бразильцы располагались по схеме 4-3-3, при обороне своих ворот они выстраивались в более эффективную 4-4-2. Эта формация в обороне позволяет перекрывать зоны, в которые может пойти мяч, и лишает оппонентов возможности пройти к воротам через центр, вынуждая их играть флангами, что не так опасно, тем более при высокой и надёжной паре центральных защитников. Аналогичную модель, кстати, использует Станислав Черчесов в сборной России.
Вообще, именно 4-4-2 в обороне — главная тактическая находка этого чемпионата мира. Да, схема отнюдь не нова, но именно на российском мундиале она оказывается особенно эффективна. Европейские команды чаще всего играют в защите именно так, что и позволяет столь мало пропускать.
Если рассматривать команды не из Европы, которые можно было бы ждать в четвертьфинале турнира, то стоит вспомнить об Аргентине, Колумбии и Японии. Аргентина на этом турнире предстала весьма разобщённым коллективом, решения в котором принимают то ли Месси с Маскерано, то ли всё же Сампаоли. Причём это касается как выбора состава, так и схемы. “Альбиселесте” играли то в три защитника, то в четыре, остальные линии тоже подвергались не всегда объяснимой ротации. Переход от атаки к обороне стал буквально бичом Аргентины: и Хорватия, и Франция большинство голов аргентинцам забили именно после контратак, когда футболисты обороняющейся команды ещё не успевали занять нужные позиции (если вообще о них знали).
Колумбия выступила на ЧМ не в своём привычном амплуа. Команда Пекермана хорошо оборонялась и тоже так и не пропустила с игры. Но её проблемой неожиданно, особенно после ЧМ-2014, стала игра в атаке. Колумбийцы выдали один по-настоящему мощный матч против “разобранных” поляков, однако в остальном испытывали большие проблемы в построении атакующей игры. Сказывалось отсутствие главного креативщика Хамеса Родригеса. Хуан Кинтеро не смог потянуть на себе бремя единственного выдумщика.
Ближе всех к выходу в 1/4 финала, как ни странно, была Япония. Японцы вели в два мяча у Бельгии, но их подвёл собственный характер. Многие ругали японцев за последний матч группового этапа, где команда сыграла неожиданно прагматично и стала просто катать мяч в последние минуты, дожидаясь финального свистка. Именно такая тактика могла им помочь во время поединка с Бельгией, когда в компенсированное время при счёте 2:2 японцы пошли подавать угловой. Однако вместо розыгрыша и сохранения мяча они решили сделать подачу в штрафную, хотя сборная Бельгии явно превосходила их в росте. В результате мяч забрал вратарь Тибо Куртуа и отправил партнёров в быстрый прорыв, бельгийцы забили гол и вырвали победу в основное время. Здоровый европейский прагматизм — то, чего явно не хватило японцам, чтобы пройти дальше.
Из неевропейских команд кроме Бразилии на турнире остаётся сборная Уругвая. О том, что это сборная из Южной Америки, напоминают лишь отношения в коллективе. 71-летний тренер Оскар Табарес — словно отец для игроков и непререкаемый авторитет для всей страны. У него серьёзное заболевание, которое мешает ему даже нормально двигаться, но не тренировать сборную. Сборная Уругвая — это реинкарнация отсутствующей на ЧМ-2018 Италии в её классическом понимании. Уругвайцы в этой сборной не звёзды (даже Кавани и Суарес), а части механизма, который чётко работает по заданной установке. Главное — это железобетонная оборона с сыгранной парой из “Атлетико” Диего Годин — Хосе Хименес, а уже потом — атака с забивными нападающими ПСЖ и “Барселоны”.
Уругвай играет с неприсущим обычно южноамериканским командам прагматизмом. Они делают ставку на надёжную оборону и умело пользуются ошибками соперника. Такая тактика ещё на заре истории чемпионатов мира принесла этой маленькой стране два Кубка мира. И именно по этой причине уругвайцев до сих пор боится Бразилия. Пентакампеонам по духу гораздо ближе джинга — манера игры с обилием красивых технических приёмов, имеющая в своей основе элементы танца капоэйра. Поэтому уругвайский прагматизм, идущий от изначально не самых больших футбольных амбиций самой маленькой страны — чемпиона мира, им непонятен.
На мундиале в России бразильцы не отказываются от принципа “джога бонита” (с порт. —”играй красиво”), но жёстко придерживаются тактики. Уругвайцы — тем более. Поэтому даже единственных представителей другого континента на чемпионате мира в Европе нельзя назвать в классическом понимании южноамериканскими.
Кто выиграет чемпионат мира?
Все оставшиеся на ЧМ команды сильны в защитных действиях. Кто из них станет чемпионом, наверняка сказать сложно. Команда, которая больше всех забивает, как Бельгия? Или лучше всех сбалансированная Бразилия? Меньше всех пропустивший Уругвай? Или лучше других использующая свои шансы Россия?
Покажет игра. Пока мы узнали, что чемпионат мира точно не выиграть в одиночку (привет, Месси и Роналду). И всех точно не победить без оглядки на собственные ворота. Поэтому досрочный победитель ЧМ уже определён — это оборона.
По материалам: “Life.ru”