Никто не может понять – бедствуют автостраховщики или дурака валяют?
Автостраховщики подняли панику в СМИ, обещая банкротства, уход с рынка и полный коллапс системы ОСАГО.
Опасения действительно есть, считает председатель Экспертного совета при комитете по финансовым рынкам Государственной Думы РФ Александр Коваль: «Если отталкиваться от статистики за девять месяцев, то картина радикально отличается от того, что было ранее. Мы с вами видим, что выплаты растут опережающими темпами по сравнению со сборами премий. Причем эти темпы достаточно серьезные. Если сбор премий вырос на 10%, то выплаты – почти на 29%».
Такой ситуации не было за всю историю ОСАГО. Страховщики твердят, что работают за гранью рентабельности, себе в убыток. Однако не все им верят – не смотря на то, что выплаты растут, они по-прежнему меньше собираемых премий почти в два раза. На это автостраховщики отвечают, что оставшиеся после выплат деньги пускают на прочие неотложные нужды. А нужд этих, как водится, вагон и маленькая тележка.
«Не читал нигде, чтобы компании проводили системные мероприятия по снижению своих издержек», – говорит Александр Коваль.
Кстати, подобные панические настроения среди автостраховщиков впервые появились в конце прошлого года. Уже тогда страховщики стали говорить, что без повышения тарифов дальше двигаться невозможно. Потом стали рассылаться письма правительству в форме ультиматумов. «Год прошел, абсолютно никаких мер не принято», – констатирует Коваль.
То есть правительство не поддержало требований автостраховщиков о повышении тарифов. Но и автостраховщики, надо сказать, так и не разорились. На сегодня речь идет о банкротстве за всю историю ОСАГО 15-ти заметных компаний, однако самые крупные игроки уходить с рынка ОСАГО не торопятся.
Эксперты авторынка отмечают, что с момента появления ОСАГО в 2002 году базовый тариф не повышали ни разу. Правда, подрастали различные коэффициенты. «При этом растет и стоимость ремонта, и стоимость нормочаса… тарифы естественных монополий тем временем выросли за 10 лет даже не на десятки, а на сотни процентов, здесь же все осталось на базовом уровне 2002 года. А к субъективным причинам я бы отнес многолетнюю привычку страховщиков работать через посредников, а им, понятно, приходится платить комиссии», – комментирует депутат.
Сейчас в Госдуме подготовлены ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО, согласно которым лимит выплат по материальному ущербу вырастет до 400 тысяч рублей, а по ущербу жизни и здоровью – до 500 тысяч рублей. По словам руководителя отдела рейтингов страховых компаний “Эксперт РА” Алексея Янина, еще до принятия поправок в этом году резко увеличилась средняя выплата по ОСАГО. Если во втором квартале она составляла 25, 7 тыс. руб., то в третьем – уже 34,7 тыс. руб.
Автостраховщики уверяют, что по итогам первого полугодия убыточность ОСАГО составила 72%. В восьми регионах она перевалила за критичный уровень в 77%: на Камчатке уровень убыточности достиг рекордных 97%, в Амурской области – 94%.
При этом средняя страховая премия все же не стояла все эти годы на месте – она выросла с 1,954 тыс. руб. в 2003 году до 3,092 тыс. руб. в 2013.
Ряд экспертов опасается, что место крупных страховщиков займут мелкие, у которых и подход менее ответственный. Есть риск, что, набрав премий, они просто не потянут выплат. Впрочем, подход крупных страховщиков ответственным тоже не назовешь, уверен Александр Коваль: «Сейчас, как и ранее, превалирует подход – давайте наберем побольше премий, при этом никто не думает об оптимизации издержек, никто не думает о себестоимости услуги по ОСАГО».
Одна из опасностей сложившейся ситуации – компенсационный фонд может опустеть. В 2008 году в нем было более девяти миллиардов рублей, сейчас – всего 5,5 миллиардов рублей. А средние расходы в год составляют около четырех миллиардов.
Изменить тариф на ОСАГО сегодня может только Центробанк (раньше его устанавливало министерство финансов). На рассмотрение причин изменения тарифа у Центробанка уйдет немало времени, предрекают эксперты.
По словам президента Российского Союза Автостраховщиков Павла Бунина, средняя стоимость полиса ОСАГО 3,1 тыс. руб. – деньги весьма скромные по сравнению со всеми остальными расходами автомобилистов. Например, бак бензина стоит 1,5 тыс.
Александра АЛЕКСАНДРОВА