Более чем в 80% гаджетов заложен срок поломки
Нынешнюю технику в случае поломки легче и дешевле выкинуть, чем починить. Большинство товаров — начиная от одежды и обуви и заканчивая автомобилями — сегодня производится в соответствии с этим принципом. Причем новый смартфон или планшет выходят из строя аккурат после окончания гарантийного срока и по непонятным причинам. Случайность? Нет. Производители умышленно снабжают технику дефектными комплектующими и непрочными материалами, которые по истечению срока годности превращаются в труху, делая вещь не подлежащей восстановлению.
Логика понятна: такой подход значительно сокращает издержки на производство и создает постоянный спрос на товары-однодневки. Каждому из товаров определен свой срок, который во многом сопряжен с первыми мыслями потребителя поменять вещь на что-то более новое. Например, по статистике, желание сменить модель телефона, вне зависимости от его исправности, возникает через 1-2 года его эксплуатации. Поэтому, смысл делать телефон на века? Для производителей это только затраты на детали и ослабление спроса на новые модели. Телевизор, DVD, ноутбук и крупная бытовая техника, по такому же принципу, продержатся около 3-4 года, автомобили начнут ломаться примерно через 5-7 лет. Конечно, можно найти технику с продленным сроком годности, только стоить они будут в пять, а то и в десять раз дороже своих аналогов.
В товаре изначально присутствует некий детонатор, который со временем взорвет все устройство — в MP3-плеерах и смартфонах — это аккумуляторы и ЖК-экраны, в ноутбуках разъемы для зарядки, в телевизорах сам дисплей. В стиральных машинах летят резиновые прокладки и лопаются пластмассовые баки, в холодильниках протираются трубки систем охлаждения, у мелкой техники горят движки. И такой умышленный брак присутствует примерно в 85% товаров. Чинить и менять детали бесполезно. Такая техника не подлежит ремонту. Попытка покопаться в устройстве приведет лишь к тому, что обратно собрать пластиковую игрушку не получится. А профессиональный ремонт отнимет не только время, но и половину стоимости вещи, которая все равно работать как раньше уже не будет. Кроме того, заводы-изготовители спустя определенное время просто перестают выпускать необходимые комплектующие. Поэтому около 80% потребителей, махнув рукой на развалившуюся технику, идут приобретать новую замену. Для тех же, кому безразлична мода, и кто настолько аккуратно обращается с техникой, что она исправно служит и после окончания срока годности, придумана другая ловушка. Производители выпускают новые программы и аксессуары, которые уже не подходят для старых телефонов или ноутбуков. Поэтому дешевле купить новую модель со встроенными новинками, чем модифицировать старую. Другой вариант принуждения к замене технических устройств – прекратить выпуск аккумуляторов и зарядок для старых моделей. А новые зарядники снабжают другими разъемами, так чтобы они подходили только новым моделям. В итоге потеря или поломка копеечной зарядки чревата необходимостью менять и сам телефон.
«Умышленное уменьшение срока службы устройств с тем, чтобы стимулировать повышенный спрос на новые товары может выйти боком самим производителям. Конечно, компании заинтересованы в обороте, но выпуская заведомо некачественные товары, они рискуют испортить себе репутацию настолько, что потребитель не будет им вообще доверять. Один раз потребитель поменяет сломанную вещь на более новую от того же производителя, может быть, второй раз, но в третий раз он вообще откажется от каких-либо товаров этой марки. И даст соответствующие рекомендации своим знакомым. Поэтому такие компании очень быстро потеряют свою долю рынка, – говорит исполнительный директор Межрегиональной Лиги защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции Александр Воропаев: – Однако к различным хитростям для стимуляции спроса на новинки компании все-таки прибегают. Например, реклама, которая рекламирует не только товар, но и мировоззрение, в соответствии с которым вещи — это показатель нашей успешности, а чем новее и моднее наши вещи, тем мы успешней». О том, как крепко эта идея засела в мозг можно увидеть по безумному желанию практически каждого подростка иметь новороченный iPhone или по структуре потребительских кредитов, где на покупку аудио-видео, бытовой техники и покупку телефонов приходится более 43% от всего объема выданных кредитов и около 17% на обновление авто. Так что товарная атака производится сразу не только на техническом, но и на психологическом фронтах. Моральное устаревание техники чаще всего служит причиной замены на более новую модель. Для того и реклама, и кредиты, и постоянное обновление модельного ряда – покупай, не хочу.
Рина МОЛЬГАН